Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-1/461
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Коваленко В.В. - представитель по доверенности N 7/12 от 05.08.2002, от ответчика: Администрация г. Хабаровска: Трунова Е.В. - представитель по доверенности N 1.33-23 от 04.02.2003, Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска: Трунова Е.В. - представитель по доверенности N 09-02/2988 от 23.12.2002, Министерство финансов Хабаровского края: Власенко Н.В. - представитель по доверенности N 19-12/4318 от 12.09.2002, Министерство финансов РФ: Бертина Н.В. - представитель по доверенности б/н от 10.01.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 02.12.2002, постановление от 23.01.2003 по делу N А73-7126/2002-10 (АИ-1/33) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Правительству РФ, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 191874 рублей 35 копеек.
Изготовление мотивированного постановления в полном объеме отложено до 21.03.2003 в соответствии со ст. 176 АПК РФ.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Правительству РФ, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о взыскании 191874,35 руб., составляющих убытки, образовавшиеся в результате предоставления льгот по оплате тепловой энергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", проживающим в муниципальном жилом фонде г. Хабаровска.
Решением суда от 02.12.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2003, требования истца удовлетворены за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и с казны РФ взыскано 191874,35 коп.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов РФ лице УФК РФ по Хабаровскому краю обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. Министерство финансов РФ считает ошибочным вывод судебных инстанций относительно того, что отсутствие порядка финансирования расходов по оплате коммунальных услуг почетным донорам является основанием для взыскания этих расходов за счет федерального бюджета. Учитывая, что в силу статьи 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ, и поскольку такие не были утверждены ни на одном уровне, то возложение обязанности по несению бремени этих расходов за счет федерального бюджета, по мнению заявителя жалобы, неправомерно. Приводит доводы о том, что удовлетворение иска о взыскании бюджетных средств противоречит ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, поскольку средства на реализацию ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" не были предусмотрены федеральными законами о федеральном бюджете на 2001 год и 2002 год.
Министерство финансов Хабаровского края и финансовый департамент Администрации г. Хабаровска представили отзывы на кассационную жалобу, в которых с жалобой не согласились и просили оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Законность решения и постановления суда проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ.
В судебном заседании представители Администрации и финансового департамента Администрации г. Хабаровска, Министерства финансов Хабаровского края, Министерства финансов Российской Федерации поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Представитель истца просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в период с 01.12.2001 по 30.06.2002 за счет собственных средств во исполнение ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" предоставило гражданами - почетными донорами, проживающими в муниципальном жилом фонде, льготы по оплате тепловой энергии в размере 50 процентов от ее стоимости на общую сумму 191874 руб. 35 коп.
В связи с невозмещением ему этих расходов истец обратился с настоящим иском.
Согласно статье 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (с изменениями и дополнениями), граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О и исходил из того, что впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
При этом, содержащиеся в п. 4 Определения положения о включении субъектами и муниципальными образованиями в своих законах (решениях) необходимых средств для финансирования льгот почетным донорам, носят рекомендательный характер.
Как установлено судебными инстанциями, в Хабаровском крае и г. Хабаровске подобные программы отсутствуют, как отсутствуют в их бюджетах и соответствующие статьи расходов по компенсации предоставляемых льгот по оплате коммунальных лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
При этом не может быть принята ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" не подлежит исполнению на основании ст. 239 БК РФ, так как средства на его реализацию не заложены в федеральном бюджете на соответствующие годы. Как указал по данному поводу Конституционный Суд РФ, пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам, гарантированных ст. 11 Закона льгот не может служить препятствием для разрешения спорых вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан и организаций.
В связи с изложенным кассационная инстанция считает обоснованным возмещение истцу 191874,35 руб. с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.12.2002, постановление от 23.01.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7126/2002-10 (АИ-1/33) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судебными инстанциями, в Хабаровском крае и г. Хабаровске подобные программы отсутствуют, как отсутствуют в их бюджетах и соответствующие статьи расходов по компенсации предоставляемых льгот по оплате коммунальных лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
При этом не может быть принята ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" не подлежит исполнению на основании ст. 239 БК РФ, так как средства на его реализацию не заложены в федеральном бюджете на соответствующие годы. Как указал по данному поводу Конституционный Суд РФ, пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам, гарантированных ст. 11 Закона льгот не может служить препятствием для разрешения спорых вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан и организаций."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-1/461
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании