Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 апреля 2003 г. N Ф03-А37/03-1/811
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Горобец А.П. - генеральный директор; Торшин А.И. - адвокат по доверенности б/н от 05.04.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авиашкола "Стриж" АОН на решение от 15.11.2002, постановление от 27.01.2003 по делу N А37-1570/02-3 Арбитражного суда Магаданской области по иску открытого акционерного общества "Авиашкола "Стриж" АОН к обществу с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Поляр-Авиа", 3 лицо - федеральное государственное унитарное предприятие "Магадан-НИРО" о возмещении материального ущерба в размере 308526 рублей 34 копеек.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме откладывалось до 28 апреля 2003 года.
Открытое акционерное общество "Авиашкола "Стриж" авиации общего" назначения обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Поляр-Авиа" о взыскании 308526 рублей возмещенного ущерба, вызванного хищением 2-х авиадвигателей.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено ФГУП "Магадан-Ниро".
Решением от 15.11.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2003, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что истцом не представлено доказательств о передаче ВС под охрану ответчика. Поэтому, ответчик не может нести ответственность перед истцом в порядке регресса.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе ОАО "Авиашкола "Стриж" АОН, считающего судебные акты незаконными.
По мнению заявителя кассационной жалобы, хищение было произведено на территории авиапредприятия "Поляр-Авиа", которое несет ответственность за сохранность, переданного ему под охрану имущества на основании Соглашения о намерениях от 28.05.2000. В связи с этим последний обязан возместить убытки.
Также ссылается на то, что судом обеих инстанций не применены положения главы 47 ГК РФ, не исследованы условия п. 2.3 договора от 01.06.2001, необоснованно отказано в приобщении и исследовании материалов уголовного дела по хищению двигателей с самолета.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Поляр-Авиа" просит решение и постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения по изложенным в нем мотивам.
В судебном заседании кассационной инстанции истец поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители других лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает кассационную жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 07.06.2001 ОАО "Авиашкола "Стриж" и ФГУП "Магадан НИРО" заключили агентский договор, по условиям которого истец принял на себя обязательства по организации работы и эксплуатации принадлежащего ФГУП "Магадан НИРО" самолета Че-22, а также по обеспечению охраняемой стоянки в аэропорту "Магадан-13 км.".
В период с 27.09.2001 по 03.10.2001 с самолета, находящегося в опломбированном ангаре, произошло хищение неизвестными лицами двух авиадвигателей стоимостью 300929 рублей.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 30.05.2002 по делу N А37-574/02-1 в пользу ФГУП "Магадан Ниро" с истца взысканы убытки в сумме 300929 рублей, возникшие в результате хищения.
По мнению истца, лицом, виновным в проникновении похитителей в ангар, где находился самолет Че-22 "Корвет", является ООО "Поляр-Авиа", что послужило основанием обращения его с иском в суд.
Свое право требования ущерба истец обосновал нарушением ООО "Поляр-Авиа" обязательств по заключенному между ними договору на базирование и обеспечение учебных полетов на посадочной площадке Магадан-13 от 01.06.2001 б/н, в соответствии с которым ответчик принял на себя обязательства по выполнению учебно-тренировочных полетов истца.
В соответствии с п. 2.3.1 договора ответчик осуществляет охрану ВС ОАО авиашколы "Стриж" в пределах посадочной площадки Магадан-13 км.
Судом обеих инстанций правомерно установлено, что при буквальном толковании условий обязательств ответственность ответчика за сохранность воздушного судна определена границами посадочной площадки "Магадан-13 км.", а в период обнаружения хищения самолет находился за пределами посадочной полосы (в опломбированном ангаре).
Согласно главе 1 "Термины и определения" Наставлений по производству полетов в Гражданской авиации СССР, утвержденных Приказом Министра ГА от 08.04.1985 N 77, под посадочной площадкой понимается земельный (водный, ледовый) участок или специально подготовленная искусственная площадка пригодная для взлета и посадки воздушных судов.
Протоколом осмотра места происшествия подтвержден факт нахождения самолета Че-22 в ангаре и то, что пломбы, находящиеся на нем, не нарушены.
Договором от 01.06.2001 не предусмотрена обязанность ответчика по охране ВС в ангаре, договор охраны ВС в ангаре между сторонами в установленном законом порядке не заключался.
Поэтому, к указанным спорным отношениям не могут применяться положения главы 47 ГК РФ о договоре хранения.
Ссылка ОАО "Стриж" на хранение самолета Че-22 ответчиком в ангаре в соответствии с соглашением о намерениях от 28.05.2000 не может быть принята во внимание, так как в дальнейшем основной договор с изложенными в соглашении условиями в порядке статьи 429 ГК РФ не заключался.
Таким образом, довод истца о том, что ответчиком нарушены обязательства по договору, является безосновательным.
В судебном заседании истец пояснил, что ключи от ангара сдавались ответчику под охрану ежедневно, о чем в журнале учета делалась отметка. Данный довод нельзя признать убедительным, так как истцом не представлен указанный журнал.
Поскольку ОАО "Стриж" в соответствии со статьей 65 АПК РФ не доказан факт передачи самолета Че-22 под охрану ООО "Поляр Авиа", то отказ суда в удовлетворении исковых требований следует признать правомерным.
Наличие у авиапредприятия дежурных охранников, осуществляющих посменную охрану ангара в рассматриваемое время, не свидетельствует о принятии им на себя ответственности за сохранность находящегося на ремонте в этом помещении воздушного судна.
Более того, с момента начала ремонта, то есть с июля 2001, истец не оплачивал услуги ответчика, что подтверждается справкой N 221 от 05.11.2002.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Судебные расходы следует возложить на заявителя кассационной жалобы согласно статье 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.11.2002, постановление апелляционной инстанции от 27.01.2003 Арбитражного суда Магаданской области по делу А37-1570/02-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Авиашкола "Стриж" АОН в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 3885 рублей 26 копеек.
Арбитражному суду Магаданской области выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно главе 1 "Термины и определения" Наставлений по производству полетов в Гражданской авиации СССР, утвержденных Приказом Министра ГА от 08.04.1985 N 77, под посадочной площадкой понимается земельный (водный, ледовый) участок или специально подготовленная искусственная площадка пригодная для взлета и посадки воздушных судов.
...
Договором от 01.06.2001 не предусмотрена обязанность ответчика по охране ВС в ангаре, договор охраны ВС в ангаре между сторонами в установленном законом порядке не заключался.
Поэтому, к указанным спорным отношениям не могут применяться положения главы 47 ГК РФ о договоре хранения.
Ссылка ОАО "Стриж" на хранение самолета Че-22 ответчиком в ангаре в соответствии с соглашением о намерениях от 28.05.2000 не может быть принята во внимание, так как в дальнейшем основной договор с изложенными в соглашении условиями в порядке статьи 429 ГК РФ не заключался."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 апреля 2003 г. N Ф03-А37/03-1/811
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании