Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 апреля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/852
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от ответчика: Бушуев А.А., юрисконсульт, доверенность N НЮ-9 от 04.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транэкс Компани" на решение от 28.12.2002 по делу N А73-10196/2002-42 Арбитражного суда Хабаровского края по иску общества с ограниченной ответственностью "Транэкс Компани" к федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации о взыскании 2155777 руб. 25 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Транэкс Компани" (далее - ООО "Транэкс Компани", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - ФГУП "ДВЖД" МПС РФ, дорога) с иском о взыскании 2155777 руб. 25 коп. штрафа (неустойки) за повреждение вагона, на основании ст. 123 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, введенного в действие Федеральным Законом от 08.01.1998 (далее - ТУЖД РФ).
Исковые требования мотивированы ссылкой общества на преюдициальный факт полного повреждения дорогой вагона N В-60 М, 01784740, принадлежащего истцу, установленный вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2002 по делу N А73-2520/2002-42.
До принятия решения по настоящему делу истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил сумму исковых требований до 1491700 руб.
Решением арбитражного суда от 28.12.2002 в удовлетворении заявленных требований отказано по тому основанию, что штраф, установленный ст. 123 ТУЖД РФ, носит зачетный характер по отношению к убыткам и законом не предусмотрено взыскание штрафа сверх возмещения убытков.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Транэкс Компани" просит отменить названное решение ввиду неправильного применения судом при его принятии и рассмотрении дела норм материального (ст. 123 ТУЖД, ст. 394 Гражданского кодекса Российской Федерации) и процессуального права (ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и принять новое решение о взыскании с ответчика штрафа за повреждение вагона - 1491700 руб.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика изложил возражения по кассационной жалобе, считает решение соответствующим законодательству.
Заслушав представителя ответчика и проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2002 по делу N А73-2520/2002-42 с дороги в пользу общества на основании ст. 15 ГК РФ взыскано 423155 руб. 45 коп. реального ущерба в связи с повреждением вагона, из которых 372925 руб. - стоимость вагона N В-60 М, 01784740, 50230 руб. - эксплуатационные расходы истца, связанные с перевозкой вагона.
Считая, что нарушенное повреждением вагона право истца может быть защищено в силу ст. 12 ГК РФ и ст. 123 ТУЖД РФ путем взыскания с ответчика законной неустойки, ООО "Транэкс Компани" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Факты, установленные вышеуказанным решением, в силу ст. 69 АПК РФ не подлежали доказыванию при рассмотрении настоящего дела, а именно: 11.06.2001 в районе станции Бира в результате схода с рельсов произошла авария поезда N 916, в результате чего поврежден принадлежащий истцу вагон N В-60 М, 01784740 стоимостью 372925 руб., который не подлежал ремонту и дальнейшей эксплуатации.
Данные фактические обстоятельства установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
В связи с неправильным толкованием судом норм материального права (ст. 123 ТУЖД РФ, ст. 394 ГК РФ) решение от 28.12.2002 подлежит отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ с принятием нового решения по следующим основаниям.
Суд, сделав правильный вывод о зачетном характере штрафа по ст. 123 ТУЖД РФ по отношению к убыткам, без достаточных к тому оснований указал на то, что законом не предусмотрено взыскание штрафа сверх возмещения убытков и иск необоснован.
Такое толкование соотношения неустойки и убытков является ошибочным, так как размер штрафа не зависит напрямую от фактически доказанного стороной размера реального ущерба или упущенной выгоды.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 394 упомянутого Кодекса, убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой.
Из характера правоотношения сторон и условий существующего обязательства по перевозке не вытекает, что неустойка носит штрафной характер, а убытки взыскиваются в полной сумме сверх неустойки.
В соответствии с ч. 1 ст. 123 ТУЖД РФ при повреждении железной дорогой вагонов, принадлежащих грузоотправителям, железная дорога обязана такие вагоны отремонтировать или уплатить их владельцам штраф в размере пятикратной стоимости повреждения вагонов, а также возместить убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения, в части, не покрытой штрафом.
В этой связи, исковые требования признаются обоснованными.
Учитывая, что штраф за повреждение вагона явно не соразмерен последствиям нарушения обязательства, так как почти в пять раз превышает причиненные убытки, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным применить п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшить взыскиваемый штраф до 10% - 149170 руб.
Оснований к отмене обжалуемого решения, предусмотренных ч. 4 ст. 288 АПК РФ, арбитражным судом кассационной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по иску - 19058 руб. 50 коп. и кассационной жалобе - 9529 руб. 25 коп. (всего - 28587 руб. 75 коп.) относится на ответчика в соответствии с положениями ч. 1 ст. 110, ч. 3 ст. 289 АПК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.12.2002, по делу N А73-10196/2002-42 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транэкс Компани" штраф за повреждение вагона в сумме 149170 руб. и государственную пошлину по иску в сумме 19058 руб. 50 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 9529 руб. 25 коп.
Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот исполнения судебного акта в порядке статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и выдать исполнительные листы.
Постановление оглашалось в судебном заседании Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 394 упомянутого Кодекса, убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой.
...
В соответствии с ч. 1 ст. 123 ТУЖД РФ при повреждении железной дорогой вагонов, принадлежащих грузоотправителям, железная дорога обязана такие вагоны отремонтировать или уплатить их владельцам штраф в размере пятикратной стоимости повреждения вагонов, а также возместить убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения, в части, не покрытой штрафом.
...
Учитывая, что штраф за повреждение вагона явно не соразмерен последствиям нарушения обязательства, так как почти в пять раз превышает причиненные убытки, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным применить п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшить взыскиваемый штраф до 10% - 149170 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 апреля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/852
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании