Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 апреля 2003 г. N Ф03-А59/03-1/562
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Стрелкова Г.В. - представитель по доверенности N 18-78 от 24.06.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 25.12.2002 по делу N А59-1605/2002-С10 Арбитражного суда Сахалинской области по иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Финансовому управлению Администрации Муниципального образования "Макаровский район", Главному финансовому управлению Администрации Сахалинской области, Министерству финансов РФ, Министерству внутренних дел РФ о взыскании 102977 руб. 71 коп.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление постановления в полном объеме отложено до 01.04.2002.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Министерству финансов Российской Федерации, Главному финансовому управлению Администрации Сахалинской области, Финансовому управлению муниципального образования Макаровского района о взыскании задолженности за предоставленные отдельным категориями граждан льготы по оплате электрической энергии за период с января по декабрь 2001 года в размере 102977 руб. 71 коп.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просил взыскать: с Министерства финансов РФ - 82953 руб. 04 коп., с Главного финансового управления Администрации Сахалинской области - 18854,67 руб., с Финансового управления МО "Макаровский район" - 1170 руб.
Определением суда от 17.09.2002 в качестве ответчика по данному делу привлечено Министерство внутренних дел РФ.
Решением арбитражного суда от 25.12.2002 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ в пользу ОАО "Сахалинэнерго" взыскано 85140,23 руб. В части исковых требований к Главному финансовому управлению Администрации Сахалинской области и финансовому управлению Администрации МО "Макаровский район" производство по делу прекращено в связи с принятием судом отказа истца от части иска к названным ответчикам ввиду добровольной уплаты ими задолженности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность решения проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации, которое просит его отменить. По мнению заявителя, ответчиком по данному делу должно выступать МВД РФ, как главный распорядитель денежных средств, поскольку бездействие допущено со стороны Макаровского РОВД. Заявитель приводит доводы о нарушении судом основных положений гражданского законодательства, содержащих запрет применять его нормы к имущественным правоотношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.
Главное финансовое управление Сахалинской области и ОАО "Сахалинэнерго" представили отзывы на кассационную жалобу, в которых отклонили доводы, изложенные в ней.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Сахалинэнерго" просил решение арбитражного суда оставить без изменения, полагая его законным.
Представители других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства, участия в нем не принимали.
Исследовав материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, федеральный арбитражный суд округа не находит оснований для изменения либо отмены состоявшегося по делу судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сахалинэнерго" за счет собственных средств с января по декабрь 2001 года во исполнение ФЗ "О милиции", ФЗ "О пожарной безопасности" предоставило сотрудникам и пенсионерам Макаровского РОВД и сотрудникам ОПО г. Макарова льготы по оплате потребленной электроэнергии на общую сумму 102977,71 руб.
В связи с невозмещением ответчиками указанной суммы заявлены настоящие требования.
До принятия судом решения истец отказался от исковых требований к Главному финансовому управлению Администрации Сахалинской области и финансовому управлению МО "Макаровский район" ввиду добровольной уплаты ими долга. Арбитражный суд, установив, что данный отказ не нарушает интересы третьих лиц, правомерно прекратил производство в указанной части иска.
В соответствии со ст. 30 ФЗ "О милиции" (в редакции, действующей в период спорных отношений) сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг, в том числе электроэнергии. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируется подразделение милиции.
Названные льготы установлены также для сотрудников и военнослужащих государственной противопожарной службы в соответствии со ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности".
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что некомпенсированные из бюджета соответствующего уровня расходы истца на предоставление льгот составляют его убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования (ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ).
Непредоставление истцу соответствующих компенсаций нарушает его право собственности, противоречит ст.ст. 8, 35 Конституции РФ, п. 1 ст. 1 ГК РФ. Следовательно, противоправным бездействием государственных органов причинены истцу убытки (вред), размер которых подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о невозможности применения к настоящему спору норм гражданского законодательства, поскольку, как он считает, имеет место властное подчинение, несостоятельны.
Названное выше законодательство называет в качестве источника таких льгот - средства бюджетов, за счет которых финансируются сотрудники милиции и государственной противопожарной службы. В связи с чем в материально-правовых обязательственных отношениях по возмещению истцу указанных расходов находятся Российская Федерация (субъект федерации, муниципальное образование).
Следовательно, недополученные ОАО "Сахалинэнерго" доходы от предоставления льгот по оплате тепловой энергии сотрудникам и пенсионерам милиции и сотрудникам государственной противопожарной службы, финансируемым из федерального бюджета, как правильно установлено судом, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета с возложением обязанности по их выплате на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ, которое в соответствии со ст. 1071 ГК РФ выступает от имени казны.
При этом правомерно отклонены доводы Минфина РФ о том, что надлежащим ответчиком по делу должно выступать МВД РФ, как главный распорядитель бюджетных средств. Доказательства выделения МВД РФ денежных средств из федерального бюджета на предоставление рассматриваемых льгот в материалах дела отсутствуют, что исключает наличие его вины в невозмещении истцу таких расходов.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Суд кассационной инстанции полагает, что спор разрешен арбитражным судом в соответствии с действующим законодательством, основания для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.12.2002 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1605/2002-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Непредоставление истцу соответствующих компенсаций нарушает его право собственности, противоречит ст.ст. 8, 35 Конституции РФ, п. 1 ст. 1 ГК РФ. Следовательно, противоправным бездействием государственных органов причинены истцу убытки (вред), размер которых подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о невозможности применения к настоящему спору норм гражданского законодательства, поскольку, как он считает, имеет место властное подчинение, несостоятельны.
Названное выше законодательство называет в качестве источника таких льгот - средства бюджетов, за счет которых финансируются сотрудники милиции и государственной противопожарной службы. В связи с чем в материально-правовых обязательственных отношениях по возмещению истцу указанных расходов находятся Российская Федерация (субъект федерации, муниципальное образование).
Следовательно, недополученные ОАО "Сахалинэнерго" доходы от предоставления льгот по оплате тепловой энергии сотрудникам и пенсионерам милиции и сотрудникам государственной противопожарной службы, финансируемым из федерального бюджета, как правильно установлено судом, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета с возложением обязанности по их выплате на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ, которое в соответствии со ст. 1071 ГК РФ выступает от имени казны."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 апреля 2003 г. N Ф03-А59/03-1/562
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании