Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 января 2003 г. N Ф03-А51/02-2/2841
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Тарасенко И.В. - адвокат по доверенности N 18-05 от 01.10.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Н" на решение от 22.03.2002, постановление от 16.05.2002 по делу N А51-10386/2001 8/225 Арбитражного суда Приморского края, по иску ОАО "Н" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Находке о признании неправомерными действий должностного лица.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 15.01.2003.
ОАО "Н" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании неправомерными действий должностного лица Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Находке по начислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог (с учетом уточненных исковых требований) в сумме 6094258,96 руб.
Исковое заявление мотивировано тем, что срок уплаты налога законодательно не установлен, поэтому оснований для начисления пени не имелось.
Решением суда от 22.03.2002 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд признал неправомерным довод истца об отсутствии законодательно установленных сроков уплаты налога, сославшись на Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, Закон Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-КЗ от 11.07.96 и Инструкцию ГНС РФ N 30 от 15.05.95 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", которыми установлены сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный и территориальные дорожные фонды.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2002 решение суда оставлено без изменения по тем же основаниям.
ОАО "Н", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, дело передать на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что решение суда обжалуется только в части признания правомерными действий должностного лица налогового органа по начислению пени в территориальный дорожный фонд.
В обоснование жалобы истец ссылается на Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", установивший, что порядок образования и использования территориальных дорожных фондов устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Законом Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-кз от 11.07.96 и Положением о порядке образования и использования территориального дорожного фонда Приморского края, утвержденным решением Приморского краевого Совета народных депутатов N 49 от 14.04.92, срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен. Инструкции ГНС РФ N 30 от 15.05.95 и N 59 от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", которыми руководствовался суд при принятии судебных актов, такими актами не является, поэтому не подлежали применению при рассмотрении спора. В связи с чем оснований для признания действий по исчислению пени не имелось.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Закона Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-кз следует читать как "11.06.96"
В дополнение к кассационной жалобе истец ссылается на то, что пеня подлежит исчислению исходя из квартальных сроков (отчетного периода).
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по г. Находке извещена в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако ее представитель в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя истца, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по г. Находке за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог ОАО "Н" в Федеральный дорожный фонд за период с 01.01.99 по 01.01.2001 и территориальный дорожный фонд за период с 01.01.99 по 01.01.2001 и с 01.01.2001 по 15.10.2001 начислена пеня в суммах 2052552,51 руб.; и, соответственно, 1942106,93 руб., 2099599,46, руб., исходя из ежемесячных сроков уплаты, установленных Порядком образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.92 и Инструкциями ГНС N 30 от 15.05.95 и N 59 от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 26.05.97 - Верховным Советом РСФСР и Советом народных депутатов края, области).
23.01.92 постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 утвержден Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, согласно которому налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается в Федеральный дорожный фонд ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Порядок исчисления налогов и поступления их в территориальный дорожный фонд установлен статьей 7 (п. 2) Закона Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-кз от 11.07.96. В соответствии с названной нормой исчисление налогов и поступление их в территориальный дорожный фонд, а также механизм контроля за своевременностью и правильностью исчисления налогов и сборов в территориальный дорожный фонд производится налоговыми органами на основании Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Закона Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-кз следует читать как "11.06.96"
Данной инструкцией разъяснено, что уплата налога производится ежемесячно до 15 числа за последний месяц. Закон Приморского края содержит отсылочную норму. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О такой порядок установления срока уплаты налога признан не нарушающим конституционные права налогоплательщиков. Конституционный Суд Российской Федерации указанным определением разъяснил, что уплата пеней, исходя из анализа ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге. Поскольку с учетом положений Закона Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-кз от 11.07.97 и Инструкциями ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" N 30 и N 59 налог на пользователей автодорог уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц, датой по истечении которой налоговый платеж считается произведенным с нарушением установленного срока, является 15 число соответствующего месяца.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Закона Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-кз следует читать как "11.06.96"
Таким образом, из содержания статьи 7 Закона Приморского края следует, что на основании Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" осуществляется не только контроль за своевременностью, правильностью исчисления налогов, как считает истец, но и определяется порядок исчисления и уплаты налога. Следовательно, ежемесячный срок уплаты налога в спорный период законодательно закреплен. При таких обстоятельствах, а также с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 200-О, суд пришел к правильному выводу о том, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный и территориальные дорожные фонды законодательно установлен и отказал истцу в удовлетворении исковых требований. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10386/2001 8/225 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок исчисления налогов и поступления их в территориальный дорожный фонд установлен статьей 7 (п. 2) Закона Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-кз от 11.07.96. В соответствии с названной нормой исчисление налогов и поступление их в территориальный дорожный фонд, а также механизм контроля за своевременностью и правильностью исчисления налогов и сборов в территориальный дорожный фонд производится налоговыми органами на основании Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Данной инструкцией разъяснено, что уплата налога производится ежемесячно до 15 числа за последний месяц. Закон Приморского края содержит отсылочную норму. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О такой порядок установления срока уплаты налога признан не нарушающим конституционные права налогоплательщиков. Конституционный Суд Российской Федерации указанным определением разъяснил, что уплата пеней, исходя из анализа ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге. Поскольку с учетом положений Закона Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-кз от 11.07.97 и Инструкциями ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" N 30 и N 59 налог на пользователей автодорог уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц, датой по истечении которой налоговый платеж считается произведенным с нарушением установленного срока, является 15 число соответствующего месяца.
Таким образом, из содержания статьи 7 Закона Приморского края следует, что на основании Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" осуществляется не только контроль за своевременностью, правильностью исчисления налогов, как считает истец, но и определяется порядок исчисления и уплаты налога. Следовательно, ежемесячный срок уплаты налога в спорный период законодательно закреплен. При таких обстоятельствах, а также с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 200-О, суд пришел к правильному выводу о том, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный и территориальные дорожные фонды законодательно установлен и отказал истцу в удовлетворении исковых требований. Оснований для отмены судебных актов не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 января 2003 г. N Ф03-А51/02-2/2841
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании