Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 февраля 2003 г. N Ф03-А73/03-2/116
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: ОАО "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети - Демченко В.С., юрисконсульт по доверенности от 06.02.2003 N 7/34, от ответчика: Финансового департамента Администрации города Хабаровска - Бутковский А.В., главный специалист по доверенности от 23.12.2002 N 04-02/2989; Министерства финансов Хабаровского края - Власенко Н.В., начальник юридической службы по доверенности от 12.09.2002 N 19-12/1318, Минфина РФ - Хальчицкий А.С., начальник юридического отдела по доверенности 10.01.2003 б/н; Правительства Хабаровского края - Власенко Н.В., начальник юридического отдела по доверенности 06.02.2002 N 8-28-889, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 23.09.2002, постановление от 05.12.2002 по делу N А73-3977/2002-4 (АИ-1/1077) Арбитражного суда Хабаровского края по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровсэнерго" Хабаровские тепловые сети к Администрации города Хабаровска, финансовому департаменту Администрации города Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Минфину Хабаровского края, Правительству Российской Федерации, Минфину Российской Федерации о взыскании 12119643,43 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети (далее ОАО ЭиЭ "Хабэнерго" Хабаровские тепловые сети) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации города Хабаровска, финансовому департаменту Администрации города Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и, уточнив свои исковые требования ввиду частичного возмещения убытков финансовым департаментом города Хабаровска, просило взыскать 12119643,43 руб., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате за потребленную тепловую энергию отдельной категории граждан, имеющих на это право, за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
Решением арбитражного суда от 23.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2002, исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взысканы убытки в истребуемой сумме на том основании, что законодательством, регулирующим возникшие спорные правоотношения, не установлен источник финансирования предоставляемых льгот инвалидам, поэтому при отсутствии достаточного финансирования за счет средств федерального бюджета возмещение затрат, связанных с предоставлением льготы, должно производиться за счет средств казны Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в кассационной жалобе предлагает отменить решение и постановление и в иске к этому ответчику отказать.
Доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем по доверенности заключаются в неправильном применении судебными инстанциями норм материального права, поэтому вывод суда о том, что возмещение возникших у истца убытков производится за счет средств казны Российской Федерации ошибочен.
По мнению заявителя, поскольку спор возник о предоставлении льгот гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, то, с учетом положений федерального законодательства. Закона Хабаровского края от 27.12.2000 N 281, Постановления главы администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150, субъект федерации принял на себя обязанность по обеспечению финансирования расходов по предоставлению рассматриваемой льготы.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы отклонил, просил оставить судебные акты без изменения, отзыв на жалобу не представлен. Представители финансового департамента Администрации Хабаровского края. Министерства финансов Хабаровского края, Правительства Хабаровского края в отзывах на жалобу, поддержанных в судебном заседании, отклонили ее доводы, полагая, что судебные инстанции правильно применили нормы материального права, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность состоявшихся по делу судебных актов, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция находит ее подлежащей удовлетворению.
Как показала проверка материалов дела, судебными инстанциями установлено, что ОАО ЭиЭ "Хабэнерго" Хабаровские тепловые сети в течение 2001 года предоставило гражданам-инвалидам, проживающим в муниципальном жилищном фонде города Хабаровска в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы по оплате потребленной тепловой энергии.
Поскольку затраты от предоставления льгот энергоснабжающей организацией ответчиками в полном объеме не возмещены, возникли требования истца по настоящему делу.
При рассмотрении спора судебные инстанции правильно установили обстоятельства дела, но допустили ошибку при применении норм материального права, в связи с чем вывод суда о возмещении выпадающих доходов энергоснабжающей организации за счет средств федерального бюджета не может быть признан обоснованным.
Суд кассационной инстанции, оценив доводы жалобы, находит их правомерными по следующим основаниям.
Предоставление льгот инвалидам в виде скидки не ниже 50 процентов за тепловую энергию предусмотрено статьей 17 вышеупомянутого Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Источник финансирования данной льготы настоящий Закон не определил, но указал, что порядок предоставления льгот, в том числе и по оплате коммунальных услуг, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление N 901 от 27.07.1996 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", где в пункте 16 установлено, что льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, требования ОАО ЭиЭ "Хабэнерго" Хабаровские тепловые сети по возмещению выпадающих доходов заявлены по предоставлению льгот указанной категории граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде.
Законом Хабаровского края от 23.04.1996 N 42 "О краевой целевой Программе "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, проживающих в Хабаровском крае", принятым в целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотрено, что за счет средств бюджета края производится предоставление льготной скидки инвалидам по оплате коммунальных услуг.
Кроме того, в целях реализации положений о реформировании межбюджетных отношений, в частности, о постепенном увеличении доли финансирования из федерального бюджета расходов на предоставление льгот различным категориям граждан, в 2001 году был создан фонд компенсаций. В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 год" в составе фонда компенсаций были запланированы и средства на реализацию положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В Приложении N 26 "распределение средств фонда компенсаций по субъектам Российской Федерации в 2001 году" к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" Хабаровскому краю в фонде компенсаций на реализацию законодательства о инвалидах было запланировано 151583000 руб.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции установил, что для реализации льгот рассматриваемой категории граждан в 2001 году Хабаровскому краю средства из фонда компенсаций поступили в запланированном объеме.
Принимая во внимание изложенное, у арбитражного суда отсутствовали законные основания признать, что субъект Российской Федерации освобождается от бремени возмещения расходов, связанных с реализацией установленной законом льготой оплаты коммунальных услуг такой категории граждан как инвалиды, в случае отсутствия финансирования из федерального бюджета средств в том объеме потребности в денежных средствах, какой указывался субъектом федерации Правительству Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебные акты следует изменить, исковые требования удовлетворить за счет средств казны Хабаровского края.
Поскольку в деле имеется исполнительный лист о взыскании в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети убытков в сумме 12119643 руб. 43 коп., и суд кассационной инстанции не располагает сведениями об исполнении принятых судебных актов, Арбитражному суду Хабаровского края в соответствии со статьями 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо произвести поворот исполнения решения первой и постановления апелляционной инстанций арбитражного суда.
В связи с тем, что определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.01.2003 приостановлено исполнение решения от 23.09.2002 и постановления апелляционной инстанции от 05.12.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по данному делу до окончания производства в кассационной инстанции, то меры по приостановлению исполнения судебных актов подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.09.2002, постановление апелляционной инстанции от 05.12.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3977/2002-4 (АИ-1/1077) изменить.
Взыскать с Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети 12119643 руб. 43 коп. убытков.
В иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать, в остальном судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом Хабаровского края от 23.04.1996 N 42 "О краевой целевой Программе "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, проживающих в Хабаровском крае", принятым в целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотрено, что за счет средств бюджета края производится предоставление льготной скидки инвалидам по оплате коммунальных услуг.
Кроме того, в целях реализации положений о реформировании межбюджетных отношений, в частности, о постепенном увеличении доли финансирования из федерального бюджета расходов на предоставление льгот различным категориям граждан, в 2001 году был создан фонд компенсаций. В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 год" в составе фонда компенсаций были запланированы и средства на реализацию положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В Приложении N 26 "распределение средств фонда компенсаций по субъектам Российской Федерации в 2001 году" к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" Хабаровскому краю в фонде компенсаций на реализацию законодательства о инвалидах было запланировано 151583000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2003 г. N Ф03-А73/03-2/116
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании