Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 февраля 2003 г. N Ф03-А04/02-2/2902
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: от предпринимателя Авдеева О.Г. - Мушенко С.М., представитель по доверенности N 28 АА 040842 от 30.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Благовещенска на решение от 20.08.2002, постановление от 18.10.2002 по делу N А04-1929/02-17/78 Арбитражного суда Амурской области по иску предпринимателя Степанчука Леонида Николаевича и предпринимателя Авдеева Олега Геннадьевича к Администрации г. Благовещенска о признании конкурса недействительным.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 10.02.2003.
Предприниматель Степанчук Леонид Николаевич и предприниматель Авдеев Олег Геннадьевич обратились в Арбитражный суд Амурской области с исками к администрации г. Благовещенска о признании недействительным конкурса на транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом на маршрутной сети г. Благовещенска и пригорода, проведенного 01.07.2002.
Определение от 17.07.2002 в порядке ст. 105 АПК РФ (1995 г.) дела по указанным искам объединены в одно производство.
К участию в деле в качества третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в порядке ст. 39 АПК РФ (1995 г.) привлечены Амурское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (АТУ МАП России), предприниматели Ян Сун Сан и Шалунов Г.Г.
Определением от 17.07.2002 суд привлек к участию в деле участвовавших в конкурсе юридических лиц и предпринимателей, указанных в определении (всего 170 участников), в качестве ответчиков.
Решением от 20.08.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2002, исковые требования удовлетворены. Конкурс, в отношении которого возник спор, признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ ввиду его, проведения в нарушение требований ст.ст. 23, 49, 447 ГК РФ и ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Администрацией г. Благовещенска на принятые судебные акты подана кассационная жалоба, в которой поставлен вопрос об их отмене.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о несоответствии вывода суда о недействительности конкурса ст. 447 ГК РФ, действующему законодательству о лицензировании и Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. Полагает, что данный спор арбитражным судом разрешен без учета положительного заключения АТУ МАП России в отношении изданных актов об условиях и порядке проведения оспариваемого конкурса. Поэтому заявитель не согласен с решением и постановление судебных инстанции и просит их отменить.
Отзывы на жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель предпринимателя Авдеева О.Г., возражая против доводов жалобы заявителя, просил судебные акты оставить без изменения.
Предприниматель Степанчук Л.Н., представители ответчиков и третьих лиц, надлежащим образов извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как усматривается из представленных в деле документов, решением городской Думы г. Благовещенска от 30.04.2002 N 20/55 утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутной сети г. Благовещенска и пригорода, согласно которым городская администрация организует транспортное обслуживание населения указанным транспортом посредством заключения на конкурсной основе с перевозчиками различных форм собственности договоров на такое обслуживание (п. 8 Правил).
В соответствии с п. 3 Положения о конкурсе на транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом на маршрутной сети г. Благовещенска и пригорода, утвержденного тем же решением городской Думы, конкурс проводится с целью отбора перевозчиков, способных обеспечить наиболее достойные, комфортные и безопасные условия перевозок.
Во исполнение указанного решения органа местного самоуправления Мэром г. Благовещенска 21.05.2002 издано Постановление N 1163 о проведении 01.07.2002 открытого конкурса на транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом.
По результатам проведенного 01.07.2002 конкурса согласно протоколу по подведению его итогов победителями признаны все участвующие в конкурсе претенденты и конкурсной комиссией принято решение о заключении с ними договоров на транспортное обслуживание.
Полагая, что конкурс является недействительным истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, судебные инстанции сочли конкурс, в отношении которого возник спор, ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ ввиду нарушения его проведением ст.ст. 23, 49, 447 ГК РФ, ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
При этом арбитражный суд исходил из того, что конкурсом создаются дополнительные не предусмотренные законом препятствия для осуществления предпринимателями и юридическими лицами деятельности по перевозке пассажиров и сужается круг хозяйствующих субъектов, которые вправе заниматься такой деятельностью на основании соответствующей лицензии. Кроме того, Администрация г. Благовещенска неправомерно выступила организатором конкурса.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащего исследования обстоятельств, имеющих значение для дела и без учета норм материального права, подлежащих применению.
В силу ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к предмету ведения местного самоуправления отнесена организация транспортного обслуживания населения.
Организация пассажирских перевозок согласно Правилам пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200, включает в себя в том числе разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменения направления существующих маршрутов, выбор типа и определения количества подвижного состава на маршрутах, составление расписаний движения автобусов и графиков выпуска легковых таксомоторов на линию, управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения (п. 5 Правил).
Принятие городской Думы г. Благовещенска решения от 30.04.2002 N 20/55 обусловлено совершенствованием организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского муниципального образования, в ведении которого находится данный вопрос местного значения. Упомянутые Правила, утвержденные названным решение органа местного самоуправления, в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик - администрация г. Благовещенска не могла выступать организатором открытого конкурса на транспортное обслуживание населения ошибочен.
Исходя из этого, вызывает сомнение и правильность вывода судебных инстанций о нарушении проведением конкурса требований ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Принимая решение, суд не указал каким образом Администрация г. Благовещенска необоснованно препятствовала истцам в осуществлении предпринимательской деятельности с чем указанный Закон связывает запрет на совершение таких действий органами местного самоуправления. Ссылка апелляционной инстанции на то, что конкурсным отбором для отобранных лиц создаются благоприятствующие условия, а именно, отсутствуют конкуренты и тем самым сужается круг хозяйствующих субъектов, которые вправе заниматься перевозкой пассажиров, в данном случае неубедительна и не основана на законе.
Для признания конкурса недействительным по мотиву нарушения антимонопольного законодательства юридически значимыми являются обстоятельства, относящиеся к соблюдению требований ст. 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установившей правила, в случае нарушения которых при проведении конкурса в том числе на оказание услуг для нужд местного самоуправления он признается недействительным.
Между тем судебные акты по настоящему делу приняты без учета указанных положений Закона.
Обстоятельства, которые нуждались в проверке при выяснении вопроса о соблюдении антимонопольного законодательства при проведении конкурса, арбитражным судом надлежащим образом не исследовались и не оценивались. Следовательно, вывод суда о недействительности конкурса необоснован.
При таком положении судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить имеющие значение для дела обстоятельства, уточнив у истцов основания исков, дать оценку исследованным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ и принять соответствующее закону и материалам дела решение.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.08.2002, постановление апелляционной инстанции от 18.10.2002 по делу N А04-1929/2002-17/78 Арбитражного суда Амурской области отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая решение, суд не указал каким образом Администрация г. Благовещенска необоснованно препятствовала истцам в осуществлении предпринимательской деятельности с чем указанный Закон связывает запрет на совершение таких действий органами местного самоуправления. Ссылка апелляционной инстанции на то, что конкурсным отбором для отобранных лиц создаются благоприятствующие условия, а именно, отсутствуют конкуренты и тем самым сужается круг хозяйствующих субъектов, которые вправе заниматься перевозкой пассажиров, в данном случае неубедительна и не основана на законе.
Для признания конкурса недействительным по мотиву нарушения антимонопольного законодательства юридически значимыми являются обстоятельства, относящиеся к соблюдению требований ст. 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установившей правила, в случае нарушения которых при проведении конкурса в том числе на оказание услуг для нужд местного самоуправления он признается недействительным.
Между тем судебные акты по настоящему делу приняты без учета указанных положений Закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 февраля 2003 г. N Ф03-А04/02-2/2902
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании