Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 января 2003 г. N Ф03-А73/02-2/2614
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерства финансов Хабаровского края, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" на постановление от 20.09.2002 по делу N А73-7435/2001-13 (АИ-1/83) Арбитражного суда Хабаровского края по иску ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов РФ о взыскании 1764327 руб. 90 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ постановление в полном объеме изготовлено 05.01.2003.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице филиала "Энергосбыт" (далее - ОАО "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации Хабаровского края (в настоящее время - Министерство финансов Хабаровского края), Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов РФ о взыскании 1764327 руб. 90 коп., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате за потребленную электрическую энергию гражданам, имеющим на это право, за период с апреля по май 2001 года.
В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ (1995 г.) истец уточнил исковые требования и заявил о взыскании с Министерства финансов Правительства Хабаровского края убытков в сумме 1702592 руб. 95 коп. и Министерства финансов РФ - 61734 руб. 95 коп.
Решением суда от 26.12.2001 исковые требования удовлетворены.
С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации взысканы убытки в сумме 61734 руб. 95 коп. со ссылкой на то, что последнее не представило доказательств, подтверждающих исполнение федеральных законов, которые предусматривают льготы для определенной категории граждан. Убытки в сумме 1702592 руб. 95 коп. взысканы с Финансового департамента Правительства Хабаровского края за счет казны Хабаровского края на том основании, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2002 с учетом уточнения суммы иска решение суда изменено. Взыскано в пользу ОАО "Хабаровскэнерго" с Хабаровского края в лице его финансового органа - Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края 956749 руб. 99 коп., с Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации - 10660 руб. 92 коп., составляющих недополученные доходы. Во взыскании суммы 796916 руб. 99 коп. отказано. Удовлетворяя иск за счет казны субъекта РФ, судебная инстанция установила наличие у него полномочий по компенсации расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти субъекта РФ. В то же время, взыскивая частично убытки с казны Российской Федерации, суд сослался на неопределение федеральными органами государственной власти источника финансирования компенсаций за льготы, установленные федеральными органами. Отказ в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств, затраченных на предоставление льгот работникам милиции общественной безопасности и военнослужащим, мотивирован судом апелляционной инстанции со ссылкой на статью 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ (2002 г.).
Законность постановления апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационным жалобам Министерства финансов Хабаровского края, Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю и ОАО "Хабаровскэнерго".
Министерство финансов Хабаровского края просит отменить обжалуемый судебный акт в части взыскания с казны Хабаровского края убытков, понесенных ОАО "Хабаровскэнерго", за счет предоставления льгот по оплате электрической энергии на основании федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Указа Президента РФ "О социальной поддержке многодетных семей". По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применено законодательство, регулирующее рассматриваемые правоотношения.
Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что судом не выяснялись обстоятельства, связанные с установлением причины, по которой не были компенсированы убытки, понесенные истцом либо в результате бездействия самого истца, либо в результате бездействия Финансового департамента Администрации города Хабаровска, не включившего в отчет заявленную ОАО "Хабаровскэнерго" сумму убытков.
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю просит отменить постановление апелляционной инстанции в части суммы, взысканной с казны Российской Федерации, считая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В кассационной жалобе ОАО "Хабаровскэнерго" выражает несогласие с постановлением апелляционной инстанции в части отказа во взыскании суммы 796916 руб. 99 коп. В обоснование доводов жалобы истец указывает на то обстоятельство, что сумма выпадающих доходов в размере 778334 руб. 51 коп. заявлена им ошибочно, в связи с чем на данную сумму были уменьшены исковые требования. Следовательно, суд неправомерно отказал во взыскании указанной суммы. Отказ суда в удовлетворении иска в части взыскания 5362 руб. 97 коп. и 13201 руб. 50 коп., связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам в соответствии с федеральными законами "О милиции", "О статусе военнослужащих", также не основан на нормах законодательства.
На основании статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ и во исполнение определения Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.12.2002 Министерством финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства, Министерством финансов Хабаровского края, Финансовым департаментом Администрации города Хабаровска и ОАО "Хабаровскэнерго" представлены отзывы на кассационные жалобы.
Проверив правильность применения апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и отзывов на них, заслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" за счет собственных средств в апреле - мае 2001 года предоставило гражданам - ветеранам, инвалидам, лицам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, а также малоимущим гражданам, многодетным и малообеспеченным семьям, работникам милиции, военнослужащим и почетным донорам льготы по оплате потребленной электрической энергии в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О милиции", "О статусе военнослужащих", "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2001-2003 годы".
Требования истца по настоящему делу возникли в связи с отказом Администрации города Хабаровска в возмещении ему указанных расходов по мотиву того, что их компенсация производится за счет соответствующих средств бюджетов Российской Федерации и Хабаровского края, которые не обеспечили выделение средств на реализацию льгот, установленных действующим законодательством.
В соответствии с положениями статей 84 и 86 Бюджетного кодекса РФ исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. Из статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ усматривается, что финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
В силу пункта 4 статьи 6 названного Закона и статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
С учетом правильного применения норм вышеуказанного законодательства и надлежащей оценки доказательств, представленных сторонами, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет бюджета муниципального образования города Хабаровска в виду невыделения средств в бюджет города на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий.
Также соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах права и выводы судебной инстанции о взыскании денежных средств за счет казны Хабаровского края в сумме 913526 руб. 39 коп. и казны Российской Федерации в сумме 10660 руб. 92 коп., составляющих выпадающие доходы ОАО "Хабаровскэнерго" от предоставления льгот по оплате электрической энергии ветеранам, инвалидам, лицам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, малоимущим гражданам и малообеспеченным семьям, почетным донорам и работникам криминальной милиции.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Кроме того, Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект федерации может быть возложена ответственность за неисполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 10 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы, в том числе на оплату коммунальных услуг (подпункт "б" пункта 2 статьи 10 Закона).
Подпунктом 2 статьи 10 настоящего Закона определено, что порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данные расходы уплачиваются при взаиморасчетах федерального бюджета с бюджетом субъекта РФ и имеют целевое назначение (в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ).
Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" (Приложение N 27 "Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение потерь в связи изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций"), сумма расходов на реализацию ФЗ "О ветеранах" Хабаровскому краю целевой строкой предусмотрена в 2001 году - 81639000 руб. Указанная сумма рассчитывалась в соответствии с методикой распределения средств фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2001 год, принятой Министерством финансов России на основании Постановления Правительства РФ N 862 от 30.07.1998.
Как свидетельствует акт сверки расчетов по межбюджетным отношениям за 2001 год по состоянию на 01.01.2002, подписанный Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю и Министерством финансов Хабаровского края, Хабаровскому краю поступили в полном объеме финансовые средства для реализации ФЗ "О ветеранах".
Из разрешения спора, связанного с возмещением истцу затрат по предоставлению льгот инвалидам в сумме 211959 руб. 29 коп., усматривается, что предоставление льгот данной категории граждан предусмотрено статьей 17 Федерального закона "О социального защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил, но указал, что порядок предоставления льгот, в том числе и по оплате льгот по коммунальным услугам, определяется Правительством РФ.
Во исполнение названного Закона Правительством РФ принято Постановление N 901 от 27.07.1996 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", где в пункте 16 установлено, что льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности за счет средств федерального бюджета, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов РФ, по муниципальному жилищному фонду, а также общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, требования ОАО "Хабаровскэнерго" по возмещению выпадающих доходов заявлены по предоставлению льгот указанной категории граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде.
Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, проживающих в Хабаровском крае" от 23.04.1996 N 42, принятым в целях реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусмотрено, что за счет средств бюджета края производится предоставление льготной скидки инвалидам по оплате коммунальных услуг.
Кроме того, в целях реализации положений о реформировании межбюджетных отношений, в частности о постепенном увеличении доли финансирования из федерального бюджета расходов на предоставление льгот различным категориям граждан, в 2001 году создан Фонд компенсаций. В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 год" в составе Фонда компенсаций были запланированы и средства на реализацию положений ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В Приложении N 26 "Распределение средств Фонда компенсаций по субъектам РФ в 2001 году" к ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Хабаровскому краю в Фонде компенсаций на реализацию законодательства о инвалидах запланировано 151583000 руб.
Как следует из акта сверки расчетов по межбюджетным отношениям за 2001 год по состоянию на 01.01.2002, подписанного Управлением Федерального казначейства и Минфином Хабаровского края, Хабаровскому краю за 2001 год поступило средств по реализации льгот указанной категории граждан в сумме 151583000 руб., то есть в полном объеме.
Таким образом, расходы, связанные с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам по настоящему иску, должны быть возмещены из казны Хабаровского края.
Апелляционная инстанция при оценке категории льготников и источников финансирования указанных затрат по гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам, пострадавшим от политических репрессий, правомерно исходила из законов РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1, "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1, Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ, постановлений Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий" от 03.05.1994 N 419, "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 506 от 24.04.1996, Письма Минфина РФ и Центробанка РФ от 25.12.1992 N 120 и N 05-1 "О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (в редакции Письма от 25.08.1997 N 02-07-14), установивших такие льготы соответствующим категориям граждан, а также порядок и источники их финансирования.
Названное выше законодательство называет в качестве источника таких льгот - средства бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований с возмещением им произведенных затрат из федерального бюджета, а также учитывание этих расходов при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.
Следовательно, в материально-правовых обязательственных правоотношениях по возмещению истцу указанных расходов законодатель прямо называет - субъекты РФ, что соответствует статье 72 Конституции РФ и статье 85 Бюджетного кодекса РФ о предмете совместного ведения и, соответственно, финансировании расходов по обеспечению социальной защиты населения.
Поэтому убытки истца от предоставления льгот указанной категории граждан должны быть возмещены за счет казны Хабаровского края.
Кроме того, в период спорных отношений (2001 г.) бюджетным регулированием, законодательно закрепленным в ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", предусматривается порядок финансирования субъектов федерации для выполнения в том числе законодательства о государственной социальной помощи различным категориям граждан через трансферты для компенсации дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами власти другого уровня.
Суммы трансфертов рассчитывались в соответствии с методикой распределения средств фонда финансовой поддержки субъектов РФ, основанной на Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах, одобренной Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862, раздел 3.3 которого содержит назначение фонда финансовой поддержки субъектов РФ и расчетную методику определения доли того или иного субъекта в фонде на основании индекса бюджетных расходов субъекта РФ.
Статьей 37 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Хабаровскому краю предусматривалось 2260836000 руб. на выравнивание бюджетной обеспеченности. По акту сверки, проведенной Управлением Федерального казначейства и Министерством финансов Хабаровского края, установлено, что указанная сумма поступила полностью.
Предоставление истцом льгот по оплате потребленной электрической энергии малообеспеченным пенсионерам пожилого возраста, имеющим стаж 35 - 40 лет, одиноким престарелым гражданам и супружеским парам старше 80-ти лет, участникам боевых действий в Чеченской республике произведено в соответствии с законодательством Хабаровского края, в частности Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001 - 2003 годы" от 27.12.2000 N 281 и Постановлением главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150 "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края", поэтому апелляционная инстанция правомерно отнесла указанные расходы истца в сумме 69550 руб. 18 коп. на казну Хабаровского края.
Таким образом, возложение судом апелляционной инстанции ответственности за ущерб, причиненный истцу неисполнением органами власти субъекта Федерации - Хабаровского края федерального законодательства о порядке компенсации расходов, от предоставления вышеназванными законами льгот гражданам, а также льгот, предоставленных краевым законодательством, на казну Хабаровского края произведено правильно в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, а доводы Министерства финансов Хабаровского края по кассационной жалобе в указанной части признаются необоснованными.
В то же время судом апелляционной инстанции правомерно удовлетворены исковые требования за счет казны Российской Федерации по категории льготников - граждан почетных доноров и работников службы криминальной милиции, поскольку Закон РФ "О донорстве и ее компонентов" от 09.06.1993 N 5142-1, предусмотревший льготу по оплате электроэнергии для граждан, награжденных знаком "Почетный донор России" (статья 11), не содержит указаний, за счет каких источников обеспечивается предоставление таких льгот, а Хабаровский край в лице его органов власти на себя таких обязательств не принимал. Следовательно, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета, на что прямо указывает своим Определением N 68-О от 09.04.2002 Конституционный Суд РФ. В силу положений статьи 8 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета. Поэтому суд кассационной инстанции считает, что судебный акт в указанной части является законным и не подлежащим изменению, а кассационная жалоба Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства - неподлежащей удовлетворению.
В части отказа в удовлетворении требований истца о возмещении денежных средств от предоставления льгот по электроэнергии работникам милиции общественной безопасности апелляционная инстанция с учетом обстоятельств дела обоснованно сослалась на непредставление истцом доказательств, за счет каких средств финансируются те или иные работники подразделений милиции общественной безопасности исходя из штатной численности и места службы лиц, имеющих право на льготу. В соответствии с арбитражным процессуальным законодательством каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Однако ОАО "Хабаровскэнерго" в ходе рассмотрения дела не представило сведения, в которых разграничена штатная численность работников милиции общественной безопасности в зависимости от уровня бюджетного финансирования. Между тем из смысла статей 8 и 9 Закона РФ "О милиции" усматривается, что состав милиции общественной безопасности создается в пределах численности, установленной Правительством РФ, и финансируется он за счет средств федерального бюджета, а содержание сверх этой численности - за счет бюджета субъекта Федерации или бюджета муниципального образования соответственно.
Постановлением апелляционной инстанции ответственность по возмещению убытков ОАО "Хабаровскэнерго" за невыполнение требований Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" возложена на Хабаровский край, с казны которого взыскано 43223 руб. 60 коп. выпадающих доходов от предоставления льгот указанной категории граждан. Однако данный вывод судебной инстанции следует признать ошибочным в силу нижеследующего.
Подпунктом "б" пункта 1 настоящего Указа установлена для многодетных семей скидка при оплате коммунальных услуг. Источник финансирования этой льготы Указ не определил, но предложил Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
Во исполнение названного Указа Минфином РФ совместно с Минсоцзащиты населения РФ издано Письмо от 29.06.1992 за N 51 и N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", где в пункте 2 разъяснено, что скидки на оплату коммунальных услуг производятся за счет средств местных бюджетов. Однако в силу статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, увеличение расходов местных бюджетов компенсируются органами, принявшими эти решения.
Поскольку, как установлено из материалов дела и не опровергнуто Минфином РФ в лице Управления Федерального казначейства, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", бюджету города Хабаровска из федерального бюджета не выделялись, то возмещение истцу убытков в сумме 43223 руб. 60 коп. необходимо возложить на казну Российской Федерации. Поэтому кассационная жалоба Минфина Хабаровского края в этой части подлежит удовлетворению.
Не основан на нормах материального права и вывод суда апелляционной инстанции об отказе истцу в удовлетворении требования о взыскании убытков в сумме 13210 руб. 50 коп. от предоставления льгот военнослужащим. Согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ, военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от жилищного фонда. Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг по муниципальному жилищному фонду (применительно к спорным отношениям) оплачиваются за счет средств субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъектов РФ определяется Правительством РФ.
В статьях 72 и 76 Конституции РФ и статье 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" определено, что раздел полномочий Федерации и ее субъекта в области социальной защиты производится на уровне органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что вопросы обороны, безопасности и федеральной государственной службы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому предоставленные федеральным служащим федеральным законом льготы находятся в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем финансирование расходов на содержание военнослужащих должно осуществляться из бюджета Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, из федерального бюджета Хабаровскому краю не выделялись денежные средства на компенсацию коммунальных расходов для военнослужащих, проживающих в муниципальном фонде города Хабаровска. Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства не доказало, что на указанные расходы перечислялись денежные средства и Министерству обороны РФ в порядке Федерального закона "О бюджетной классификации РФ" от 15.08.1996 N 115-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ.
На основании того, что Правительство РФ не обеспечило исполнение ФЗ "О статусе военнослужащих" и не запланировало в федеральном бюджете расходы по передаче в бюджет Хабаровского края средств из федерального бюджета, предназначенных на компенсацию затрат по федеральным льготам в порядке статей 18, 84, 130 Бюджетного кодекса РФ, то обязанность по возмещению убытков истцу, возникающих вследствие предоставления льгот по оплате электроэнергии военнослужащим на сумму 13210 руб. 50 коп., следует возложить на казну Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела суд апелляционной инстанции в нарушение норм арбитражного процессуального законодательства отказал во взыскании суммы 778334 руб. 51 коп., которая была уменьшена ОАО "Хабаровскэнерго", в заявленных материально-правовых требованиях в связи с добровольно перечисленной на счет истца компенсации выпадающих доходов от предоставления льгот ветеранам в сумме 604693 руб. 76 коп. и инвалидам в сумме 173640 руб. 75 коп., что нашло отражение в определении суда от 17.06.2002. Поскольку статья 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает прекращение производства по делу (в части) в случае отказа истца от иска (его части), то настоящее дело в части взыскания суммы 778334 руб. 51 коп. производством должно быть прекращено.
Вместе с тем данное обстоятельство не является основанием для возврата государственной пошлины, уплаченной при предъявлении первоначального иска в арбитражный суд, так как в силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ, положений Закона РФ "О государственной пошлине" и Инструкции ГНС РФ "По применению Закона РФ "О государственной пошлине" при уменьшении истцом заявленных требований (цены иска) уплаченная в бюджет государственная пошлина возврату не подлежит.
В связи с тем, что кассационная жалоба ОАО "Хабаровскэнерго" удовлетворена частично на сумму 13210 руб. 50 коп., а при ее подаче истцу предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, то с ОАО "Хабаровскэнерго" следует взыскать в федеральный бюджет государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 7284 руб. 58 коп.
Определением от 15.11.2002 Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа было приостановлено исполнение постановления апелляционной инстанции от 20.09.2002 по делу N А73-7435/2001-13 (АИ-1/83) Арбитражного суда Хабаровского края, которое подлежит отмене в связи с окончанием производства в кассационной инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 150, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 20.09.2002 по делу N А73-7435/2001-13 (АИ-1/83) изменить.
Взыскать в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 56343 руб. 10 коп.
Прекратить производство по делу в части взыскания суммы 778334 руб. 51 коп.
В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7284 руб. 58 коп. за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Отменить определение от 15.11.2002 о приостановлении исполнения постановления апелляционной инстанции от 20.09.2002.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе рассмотрения дела суд апелляционной инстанции в нарушение норм арбитражного процессуального законодательства отказал во взыскании суммы 778334 руб. 51 коп., которая была уменьшена ОАО "Хабаровскэнерго", в заявленных материально-правовых требованиях в связи с добровольно перечисленной на счет истца компенсации выпадающих доходов от предоставления льгот ветеранам в сумме 604693 руб. 76 коп. и инвалидам в сумме 173640 руб. 75 коп., что нашло отражение в определении суда от 17.06.2002. Поскольку статья 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает прекращение производства по делу (в части) в случае отказа истца от иска (его части), то настоящее дело в части взыскания суммы 778334 руб. 51 коп. производством должно быть прекращено.
Вместе с тем данное обстоятельство не является основанием для возврата государственной пошлины, уплаченной при предъявлении первоначального иска в арбитражный суд, так как в силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ, положений Закона РФ "О государственной пошлине" и Инструкции ГНС РФ "По применению Закона РФ "О государственной пошлине" при уменьшении истцом заявленных требований (цены иска) уплаченная в бюджет государственная пошлина возврату не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 января 2003 г. N Ф03-А73/02-2/2614
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании