Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/122
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Индивидуального предпринимателя К.В. - Васильев Н.Н., представитель по доверенности от 24.01.2002 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю на решение от 30.10.2002 по делу N А51-6265/2002 8-132 Арбитражного суда Приморского края, по иску Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю к Индивидуальному предпринимателю К.В. о взыскании налоговых санкций в сумме 67841 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 19.02.2003.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.10.2002 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) отказано в иске о взыскании с индивидуального предпринимателя К.В. страховых взносов во внебюджетные фонды, пени и штрафа на общую сумму 29082 руб. на том основании, что истец необоснованно при исчислении ответчику страховых взносов применял стоимость патентов, установленную нормативными актами субъекта Российской Федерации, которые в судебном порядке признаны недействительными с момента их издания.
В части взыскания с ответчика 38759 руб. налога с продаж, пени и санкции по этому налогу производство по делу прекращено со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что истец отказался от иска в данной части и отказ принят арбитражным судом.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит состоявшийся по делу судебный акт отменить в части отказа в иске, как незаконный и передать дело в этой части на новое рассмотрение.
При этом заявителем приведены доводы, по которым он считает, что суд неправомерно освободил ответчика от уплаты законно установленных обязательных платежей во внебюджетные фонды.
Представитель ответчика против доводов жалобы возражает, указывая на то, что все платежи предпринимателем уплачены до подачи налоговым органом кассационной жалобы. Не отрицая наличие у предпринимателя обязанности по уплате страховых взносов в 2000 году, представитель ответчика выразил несогласие с методикой определения истцом налоговой базы по платежам, исходя из стоимости трех патентов.
Инспекция по налогам и сборам извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако ее представитель в судебное заседание не явился.
Изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит решение суда подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам на основании акта проверки от 28.12.2001 N 96 принято решение от 18.01.2002 N 96 о доначислении предпринимателю К.В.
- 38759 руб., составляющих налог с продаж, пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации;
- 29082 руб. страховых взносов во внебюджетные фонды, пени штрафов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При разрешении спора судом установлено, что К.В. с 16.08.1994 зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (свидетельство о государственной регистрации N 1248).
12.11.1999 ответчику выданы патенты АВ 25 573728, АВ 25 573729, АВ 25 573730 на право применения с 01.01.2000 по 31.12.2000 упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" по виду деятельности - розничная реализация продовольственных или смешанных товаров.
С 01.07.2000 постановлением губернатора Приморского края от 07.06.2000 N 444 введены новые ставки годовой стоимости патентов. Поскольку предпринимателем осуществляется единый вид деятельности, ответчику на второе полугодие 2000 года выдан патент N АВ 25 344666 (вместо трех патентов).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности. Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
В соответствии со статьями 2, 4 Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, исчисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования производится соответственно в размере 20,6 и 3,6 процентов от доходов, определяемых исходя из стоимости патента.
Отказывая налоговому органу в иске о взыскании недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды, пеней и штрафа, арбитражный суд исходил из того, что порядок и сроки уплаты годовой стоимости патента для субъектов малого предпринимательства на территории Приморского края, установленные постановлениями губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996, N 120 от 17.03.1998, N 317 от 26.07.1999, N 410 от 23.05.2000, N 444 от 07.06.2000, решениями Приморского краевого суда от 01.03.2001 и от 13.08.2001 были признаны недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания.
На этом основании суд признал, что в 2000 году такой специальный налоговый режим, как упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства на территории Приморского края, не может считаться установленным, поэтому истец при исчислении страховых взносов необоснованно в качестве налоговой базы применил доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Таким образом, арбитражный суд фактически освободил ответчика от уплаты страховых взносов за 2000 год.
Однако судом не учтено, что признание недействительными нормативных актов субъекта Российской Федерации не освобождает субъектов малого предпринимательства от уплаты обязательных, законно установленных платежей во внебюджетные фонды.
При таких обстоятельствах, решение суда недостаточно обоснованно, в связи с чем подлежит отмене, дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить обоснованность исковых требований в заявленной истцом сумме, с учетом доводов инспекции по налогам и сборам и возражений налогоплательщика, в том числе, касающихся объекта налогообложения. Поскольку иск заявлен о взыскании страховых взносов, суду необходимо проверить доводы ответчика о фактической уплате взносов.
В части, касающейся прекращения производства по делу по иску о взыскании с ответчика 38759 руб. налога с продаж, пени и штрафа в связи с отказом истца от иска в указанной части, решение суда соответствует закону, материалам дела и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.10.2002 по делу N А51-6265/2002 8-132 в части отказа Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю в иске о взыскании с индивидуального предпринимателя К.В. 29082 руб. страховых взносов во внебюджетные фонды, пени и штрафа отменить, передать дело в этой части на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности. Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
В соответствии со статьями 2, 4 Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, исчисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования производится соответственно в размере 20,6 и 3,6 процентов от доходов, определяемых исходя из стоимости патента."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 февраля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/122
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании