Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/350
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ИМНС РФ по Индустриальному району города Хабаровска: Е.С. Селезнев, специалист 1 категории юридического отдела по доверенности N 04-19/1978 от 31.12.2002, О.А. Головкина, специалист 1 категории юридического отдела по доверенности N 04-19/1979 от 31.12.2002, от ответчика: Х.В., предприниматель, паспорт 0801242112 от 12.07.2001, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Х.В. на решение от 09.10.2002, постановление 17.12.2002 по делу N А73-7652/2002-2 (АИ-1/1056) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска к индивидуальному предпринимателю Х.В. о взыскании 16550 руб. 34 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 19.03.2003.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Х.В. о взыскании 16550 руб. 34 коп., составляющих недоимку по единому налогу на вмененный доход в сумме 11762 руб., пени за несвоевременную уплату единого налога в сумме 2436 руб. 34 коп. и штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 2352 руб.
Решением суда от 09.10.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2002, заявленные требования о взыскании недоимки и пени по единому налогу удовлетворены в полном объеме. В отношении взыскания штрафа суд счел возможным применить статьи 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и снизил соответственно размер штрафа. Судебные акты мотивированы тем, что налогоплательщиком допущено нарушение требований налогового законодательства, выразившееся в неправомерном занижении физического параметра при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, что привело к занижению налогооблагаемой базы и неуплате единого налога на вмененный доход в соответствующем размере.
В кассационной жалобе предприниматель Х.В. просит судебные акты отменить как необоснованные и отказать инспекции по налогам и сборам в удовлетворении требований. Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что в проверенный налоговым органом период он осуществлял перевозку пассажиров в режиме маршрутного такси, что подтверждается соответствующими документами, которые были представлены в суд. Расчет и уплату единого налога на вмененный доход производил исходя из количества мест для сидения, предусмотренных в автобусе, что отвечает требованиям Приказа Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176 и постановления администрации города Хабаровска, из которых следует запрет на провоз пассажиров сверх количества мест для сидения. Поэтому, считает предприниматель, требования налогового органа по уплате единого налога сверх мест для сидения являются неправомерными.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, предприниматель Х.В. поддержал в заседании суда. При этом дополнительно сослался на то обстоятельство, что абзац 2 пункта 14.4 Положения о порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, утвержденного постановлением главы администрации Хабаровского края от 03.07.2000 N 238 (далее - Положение от 03.07.2000 N 238), устанавливающий обязанность учитывать при исчислении единого налога номинальную вместимость транспортного средства, решением Хабаровского краевого суда от 21.06.2002 по делу N 3-127/02 признан недействующим.
Инспекция по налогам и сборам отзыв на жалобу не представила, но ее представители в судебном заседании выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, считая при этом, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными.
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Х.В. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2001 по 31.01.2002, по результатам которой составлен акт от 15.03.2002 N 09-07/109дсп и вынесено решение от 10.04.2002 N 09-07/1094 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 2352 руб. Этим же решением доначислено 11762 руб. единого налога и 2436 руб. 34 коп. пени за его несвоевременную уплату.
При разрешении спора судом установлено, что предприниматель Х.В. осуществлял в проверенный период деятельность по оказанию транспортных услуг по перевозке пассажиров в режиме маршрутного такси (автобус "ПАЗ-3205R", государственный номер Е 424УЕ), и в соответствии со статьей 3 Закона Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" от 25.11.1998 N 78 (с изменениями и дополнениями) являлся плательщиком названного налога, производя при этом исчисление и уплату единого налога, исходя из физического параметра 25 пассажирских мест.
Вывод налогового органа о занижении предпринимателем физического параметра на шесть посадочных мест основан на требованиях пункта 14.4 Положения от 03.07.2000 N 238, согласно которому под количеством посадочных мест следует понимать номинальную вместимость транспортного средства, определяемую техническим паспортом (при отсутствии данных в техническом паспорте соответствующими справочниками, иной утвержденной технической документацией, на основании заключения транспортной инспекции) данного транспортного средства. Если номинальная вместимость транспортного средства превышает число мест для сидения, определенное техническим паспортом (при отсутствии данных в техническом паспорте - соответствующими справочниками, иной утвержденной технической документацией, на основании заключения транспортной инспекции), для расчета единого налога принимается величина равная 75% номинальной вместимости, но не менее вышеуказанного количества мест для сидения.
В техническом паспорте транспортного средства данные о количестве посадочных мест отсутствуют. В соответствии с технической документацией, представленной Хабаровским краевым отделением Ространсинспекции, номинальная вместимость транспортного средства - 41 место, мест для сидения - 25.
Инспекция по налогам и сборам пришла к выводу о том, что предпринимателю Х.В. следовало применять физический параметр - единицу посадочного места, равный 31 (41 х 75% = 31).
Проверяя по существу требования налогового органа о взыскании с предпринимателя 16550 руб. 34 коп., арбитражный суд обосновано, исходя из содержания названной выше нормы, признал правомерным доначисление ответчику единого налога, пени и штрафа. При этом вывод суда сделан с учетом оценки обстоятельств дела и основан на нормах Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок установления и применения налоговых санкций.
Из смысла положений, изложенных в абзаце 2 пункта 14.4 Положения от 03.07.2000 N 238 усматривается, что плательщики налога, осуществляющие перевозки пассажиров маршрутными такси-автобусами обязаны учитывать кроме мест для сидения, места для перевозки пассажиров стоя. Кроме того, в силу пункта 10 Приложения N 1 к Закону Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровскому крае" физическим параметром при оказании услуг на коммерческой основе по перевозке пассажиров маршрутными такси-автобусами является единица посадочного места в транспортном средстве.
Таким образом у суда отсутствовали основания для отказа инспекции по налогам и сборам в иске о взыскании с предпринимателя Х.В. недоимки, пени и финансовых санкций, указанных в решении N 09-07/1094 от 10.04.2002.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, признаются несостоятельными, поскольку они были предметом исследования суда обеих инстанций, получили правильную и объективную оценку.
Ссылка в постановлении апелляционной инстанции на пункт 13.6 Положения от 03.07.2000 N 238 является ошибочной, но она не привела к принятию неправильного судебного акта по существу рассматриваемого спора.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.10.2002, постановление апелляционной инстанции от 17.12.2002 по делу N А73-7652/2002-2 (АИ-1/1056) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод налогового органа о занижении предпринимателем физического параметра на шесть посадочных мест основан на требованиях пункта 14.4 Положения от 03.07.2000 N 238, согласно которому под количеством посадочных мест следует понимать номинальную вместимость транспортного средства, определяемую техническим паспортом (при отсутствии данных в техническом паспорте соответствующими справочниками, иной утвержденной технической документацией, на основании заключения транспортной инспекции) данного транспортного средства. Если номинальная вместимость транспортного средства превышает число мест для сидения, определенное техническим паспортом (при отсутствии данных в техническом паспорте - соответствующими справочниками, иной утвержденной технической документацией, на основании заключения транспортной инспекции), для расчета единого налога принимается величина равная 75% номинальной вместимости, но не менее вышеуказанного количества мест для сидения.
...
Из смысла положений, изложенных в абзаце 2 пункта 14.4 Положения от 03.07.2000 N 238 усматривается, что плательщики налога, осуществляющие перевозки пассажиров маршрутными такси-автобусами обязаны учитывать кроме мест для сидения, места для перевозки пассажиров стоя. Кроме того, в силу пункта 10 Приложения N 1 к Закону Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровскому крае" физическим параметром при оказании услуг на коммерческой основе по перевозке пассажиров маршрутными такси-автобусами является единица посадочного места в транспортном средстве.
...
Ссылка в постановлении апелляционной инстанции на пункт 13.6 Положения от 03.07.2000 N 238 является ошибочной, но она не привела к принятию неправильного судебного акта по существу рассматриваемого спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/350
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании