Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 марта 2003 г. N Ф03-А73/02-2/2921
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" - Калаев И.В., юрисконсульт по доверенности N 7/134 от 03.06.2002, от ответчиков: Администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А., главный специалист юридического отдела по доверенности N 1.33-23 от 04.02.2003, финансового департамента Администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А., главный специалист юридического отдела по доверенности N 04-02/2988 от 23.12.2002, Минфина РФ - Петренко В.А., ведущий специалист юридического отдела УФК по Хабаровскому краю по доверенности б/н от 10.01.2003, Минфина Хабаровского края - Власенко Н.В., начальник юридической службы по доверенности N 19-12/1318 от 12.09.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Хабаровскому краю на решение от 09.07.2002, постановление от 11.11.2002 по делу N А73-3975/2002-1 (АИ-1/772) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска и ее финансовому департаменту, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Российской Федерации о взыскании 9050464,39 руб.
Изготовление мотивированного постановления в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 05.03.2003.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 9050464,39 руб., неполученных доходов в связи с предоставлением военнослужащим, проживающим в муниципальном жилищном фонде, льготы по оплате тепловой энергии за период с 01.01.2001 по 30.12.2001.
Решением суда от 09.07.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2002, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации. Судебные акты мотивированы тем, что Правительство РФ не обеспечило исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не запланировало в федеральном бюджете расходы по передаче в бюджет Хабаровского края средств, предназначенных для компенсации затрат по федеральным льготам в порядке статей 18, 84, 130 Бюджетного кодекса РФ, поэтому обязанность по возмещению ущерба, причиненного истцу и возникшего в результате предоставления льготы военнослужащим по оплате тепловой энергии в 2001 году должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, которое просит их отменить, в иске к Минфину РФ - отказать.
Заявитель жалобы считает, что убытки, возникшие в результате предоставления истцом льготы по оплате коммунальных услуг военнослужащим, должны быть возмещены за счет средств казны субъекта РФ, поскольку действующее законодательство однозначно определяет, что финансирование мероприятий по предоставлению льгот военнослужащим (кроме проживающих в домах государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности) осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующим возмещением расходов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Следовательно, обязанность субъекта РФ по финансированию мероприятий по предоставлению названных льгот является абсолютной и не ставится законодателем в зависимость от наличия или отсутствия нормативно установленного порядка компенсации произведенных расходов.
Истец отзыв на жалобу не представил, его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонил, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Министерство финансов Хабаровского края в отзыве на жалобу и в судебном заседании доводы жалобы отклоняет и считает, что обязанность по возмещению истцу ущерба, возникшего в результате предоставления военнослужащим льготы по оплате тепловой энергии, правомерно возложена на Российскую Федерацию, поскольку последней законодательно не установлен механизм разграничения расходных полномочий по реализации мероприятий, предусмотренных Законом "О статусе военнослужащих", в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый 2001 год также не предусмотрено финансирование указанных расходов. Таким образом, вывод суда о бездействии Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти, не обеспечившей исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" правомерен.
Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, так как полагает, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями возможно только на основании закона с одновременной передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления. Поскольку Администрации г. Хабаровска и ее финансовому департаменту денежные средства на финансирование предоставляемой военнослужащим льготы по оплате тепловой энергии в 2001 году не передавались, то суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований за счет средств муниципального образования.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения первой и постановления апелляционной инстанций арбитражного суда и удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что общество "Хабаровскэнерго" в период с 01.01.2001 по 30.12.2001 предоставляло военнослужащим и членам их семей, проживающим в муниципальном жилищном фонде города Хабаровска, льготу по оплате тепловой энергии, в результате чего обществом недополучены доходы в сумме 9050464,39 руб.
В связи с тем, что истцу не возмещены указанные убытки ни одним из ответчиков, общество "Хабаровскэнерго" обратилось за их взысканием в судебном порядке.
Суд обеих инстанций правомерно удовлетворил заявленные требования за счет средств казны Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ, военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от вида жилищного фонда. Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг по муниципальному жилищному фонду производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъектам РФ определяется Правительством РФ.
В статьях 72 и 76 Конституции РФ и статье 9 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ определено, что разделение полномочий Федерации и ее субъекта в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этого закона осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862, от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статьей 71 Конституции РФ предусмотрено, что вопросы обороны и безопасности, федеральной государственной службы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому предоставленные федеральным служащим федеральным законом льготы находятся в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем финансирование расходов на содержание военнослужащих должно осуществляться из бюджета Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, денежные средства на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льготы по оплате коммунальных услуг военнослужащим, проживающим в муниципальном жилищном фонде города Хабаровска, в 2001 году из федерального бюджета Хабаровскому краю не выделялись.
Из имеющегося в материалах дела отчета о поступлении средств федерального бюджета Хабаровскому краю видно, что в указанный период ему переданы денежные средства только на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Доказательства того, что в бюджет края передавались средства на реализацию Федерального закона "О статусе военнослужащих" Министерством финансов РФ не представлены.
В связи с тем, что Правительство РФ не обеспечило исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не предусмотрело в федеральном бюджете расходы по передаче в бюджет Хабаровского края средств, предназначенных для компенсации затрат по федеральным льготам в порядке статей 18, 84, 130 Бюджетного кодекса, обязанность по возмещению убытков, возникших вследствие предоставления истцом льгот по оплате тепловой энергии военнослужащим на сумму 9050464,39 руб., суд правомерно возложил на казну Российской Федерации.
Правомерен вывод суда и в части отказа во взыскании суммы убытков с муниципального образования, так как последнее в силу статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Материалами дела подтверждается, что Администрация г. Хабаровска и ее финансовый департамент денежными средствами для финансирования указанной льготы военнослужащим обеспечены не были.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.07.2002, постановление апелляционной инстанции от 11.11.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3975/2002-1 (АИ-1/772) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что Правительство РФ не обеспечило исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не предусмотрело в федеральном бюджете расходы по передаче в бюджет Хабаровского края средств, предназначенных для компенсации затрат по федеральным льготам в порядке статей 18, 84, 130 Бюджетного кодекса, обязанность по возмещению убытков, возникших вследствие предоставления истцом льгот по оплате тепловой энергии военнослужащим на сумму 9050464,39 руб., суд правомерно возложил на казну Российской Федерации.
Правомерен вывод суда и в части отказа во взыскании суммы убытков с муниципального образования, так как последнее в силу статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Материалами дела подтверждается, что Администрация г. Хабаровска и ее финансовый департамент денежными средствами для финансирования указанной льготы военнослужащим обеспечены не были."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2003 г. N Ф03-А73/02-2/2921
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании