Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 марта 2003 г. N Ф03-А51/03-2/427
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: ИМНС РФ по г. Находка - Шаповалов Н.В. - ведущий специалист, доверенности N 2 от 10.02.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Находка на решение от 14.11.2002, постановление от 13.01.2003 по делу N А51-10007/2002 1-308 Арбитражного суда Приморского края, по иску Индивидуального предпринимателя Д.В. к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Находка о признании незаконным постановления от 12.07.2002 N 614 по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 14.03.2003.
Индивидуальный предприниматель Д.В. обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным постановления от 12.07.2002 N 614 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Находка (далее - инспекция по налогам и сборам) по делу об административном правонарушении.
Решением от 14.11.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.01.2003, требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что, осуществляя торговлю продуктами детского питания с открытого прилавка на территории продовольственного рынка, предприниматель правомерно осуществляет денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины на основании подпункта "е" пункта 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров РФ от 30.07.1993 N 745 (далее - Перечень).
Правильность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права. Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что торговое место, с которого осуществлялась реализация продукции, не отвечает требованиям подпункта "е" пункта 2 Перечня.
В судебном заседании представитель инспекции по налогам и сборам доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Индивидуальный предприниматель надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимал, отзыв на жалобу не представил.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Д.В. (свидетельство о госрегистрации от 13.03.1995 N 3535) Закона о ККМ при осуществлении торговли продовольственными товарами в крытом рынке торгового центра "Приморец" по улице Спортивной, 2в г. Находка. По результатам проверки составлены акт проверки от 08.07.2002 N 481 и протокол об административном правонарушении от 08.07.2002, которыми зафиксировано, что при продаже детского питания на сумму 19 руб. контрольно-кассовая машина не применялась и на данном торговом месте отсутствует. На основании протокола и акта налоговым органом принято постановление от 12.07.2002 N 614 по делу об административном правонарушении о наложении на предпринимателя Д.В. штрафа в 40-кратном размере минимальной оплаты труда в сумме 4000 руб., предусмотренного статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной правовой нормой состав правонарушения образует продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Не согласившись с принятым постановлением, индивидуальный предприниматель Д.В. обратился в арбитражный суд о признании его незаконным.
Судом обеих инстанций правомерно признано оспариваемое постановление налогового органа незаконным, поскольку суд обоснованно пришел к выводу о наличии права у предпринимателя не применять ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
В соответствии со статьей 1 Закона о ККМ при осуществлении торговых операций или оказании услуг, денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением ККМ.
Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (с последующими изменениями) утвержден Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций или учреждений, которые в силу специфики своей деятельности, либо особенностей местонахождения, могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Согласно подпункту "е" пункта 2 данного Перечня, предприятия (индивидуальные предприниматели) вправе не применять ККМ при осуществлении торговли в том числе на рынках, на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Следовательно, при осуществлении торговли продовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений предприятия (предприниматели) вправе не применять ККМ.
Обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями, свидетельствуют о том, что предприниматель осуществлял торговлю продовольственными товарами - детским питанием - в крытом рынке с открытого стационарного прилавка. Поэтому в силу специфики своей деятельности ответчик вправе на основании подпункта "е" пункта 2 Перечня не применять контрольно-кассовую машину.
При таких обстоятельствах, налоговый орган неправомерно привлек предпринимателя Д.В. к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением, в связи с чем арбитражным суд обоснованно удовлетворил исковые требования предпринимателя о признании незаконным постановления от 12.07.2002 N 614 по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного решение и постановление апелляционной инстанции являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в первой и апелляционной инстанциях и получили надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.11.2002, постановление апелляционной инстанции от 13.01.2003 по делу N А51-10007/2002 1-308 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "е" пункта 2 данного Перечня, предприятия (индивидуальные предприниматели) вправе не применять ККМ при осуществлении торговли в том числе на рынках, на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Следовательно, при осуществлении торговли продовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений предприятия (предприниматели) вправе не применять ККМ.
Обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями, свидетельствуют о том, что предприниматель осуществлял торговлю продовольственными товарами - детским питанием - в крытом рынке с открытого стационарного прилавка. Поэтому в силу специфики своей деятельности ответчик вправе на основании подпункта "е" пункта 2 Перечня не применять контрольно-кассовую машину."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 марта 2003 г. N Ф03-А51/03-2/427
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании