Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/280
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя С.А. на решение от 09.12.2002 по делу N А73-8727/2002-29 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению предпринимателя С.А. к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району о признании недействительным решения N 05-08/320-487 от 31.07.2002.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления откладывалось до 12.03.2003.
Гражданин С.А., осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации серии IДВ N 1744 от 08.08.1996 (далее - предприниматель), обратился с заявлением о признании недействительным решения N 05-08/320-487 от 31.07.2002 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району (далее - инспекция по налогам и сборам). До принятия решения заявитель уточнил исковые требования и просил признать оспариваемое решение налогового органа недействительным в части доначисления единого налога на вмененный доход (далее - единый налог) в сумме 154662 руб., обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ по ставке 20,6%, подоходного налога, налога на доходы физических лиц в результате непринятия инспекцией по налогам и сборам в составе расходов арендной платы, амортизационных отчислений от стоимости приобретенного оборудования, используемого предпринимателем в своей деятельности (аппарат факсимильной связи, копировальный аппарат, лесопильный станок, станок по производству полиэтиленовой пленки и пакетов), соответствующих пени и штрафов.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.12.2002 требования заявителя удовлетворены частично и оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления единого налога в сумме 154662 руб., подоходного налога, налога на доходы физических лиц в связи с непринятием расходов в виде амортизационных отчислений от стоимости вышеназванного оборудования, соответствующих пени и штрафов. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Судебное решение мотивировано ссылкой на то, что инспекцией по налогам и сборам необоснованно, в нарушение статьи 10 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ), не приняты в составе расходов дополнительно списанные амортизационные отчисления в размере 50% первоначальной стоимости вышеуказанного приобретенного оборудования. Кроме этого, налоговым органом необоснованно доначислен единый налог в сумме 154662 руб., поскольку предприниматель С.А. правомерно исчислял указанный налог по торговым помещениям, расположенным по ул. Набережная, 31 а и Площадь Победы, 12, применяя базовую доходность для магазинов, так как указанные помещения отвечают по своим физическим параметрам требованиям, предъявляемым к магазинам.
Одновременно судом признаны неправомерными требования заявителя о включении в состав расходов арендной платы за аренду гаража и автомобиля у физических лиц, так как они противоречат подпункту "ч" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (далее - Положение о составе затрат). Кроме этого, отказано судом в удовлетворении требования о признании оспариваемого решения налогового органа недействительным в части начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) по ставке 20,6% от заработка (дохода), поскольку данный размер страховых взносов в 1999-2000 годах установлен федеральными законами о тарифах страховых взносов на указанные годы и правомерность взыскания страховых взносов в размере 20,6% с индивидуальных предпринимателей подтверждена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе предпринимателя С.А., который просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения налогового органа по начислению страховых взносов в ПФР в размере 20,6% от дохода. Заявитель жалобы считает, что страховые взносы за 1999-2000 годы следует исчислять в размере 5% от дохода, так как на момент его регистрации в качестве предпринимателя тариф страховых взносов был установлен в размере 5%. В связи с тем, что в 1999-2000 годах размер страховых взносов был увеличен до 20,6%, то следует применять статью 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, в соответствии с которой, по мнению заявителя кассационной жалобы, он имеет право уплачивать страховые взносы в ПФР в размере 5% от дохода в течение первых четырех лет своей деятельности с момента государственной регистрации.
Инспекция по налогам и сборам отзыв на жалобу не представила.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Из материалов дела усматривается, что инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка предпринимателя С.А. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за 1999-2001 годы и январь-февраль 2002 года, о чем составлен акт проверки от 28.06.2002 N 05-08/20-1090 ДСП. По результатам рассмотрения указанного акта и возражений предпринимателя С.А. налоговым органом 31.07.2002 принято решение N 05-08/320-487 о привлечении последнего к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных:
1) пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за непредставление деклараций по налогу с продаж - штраф в сумме 6944 руб. (1999, 2000 годы, 1-3 кварталы 2001 года);
2) пунктом 1 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по налогу с продаж за 4 квартал 2001 года - штраф в сумме 653 руб.;
- по единому социальному налогу за 2001 год - штраф в сумме 4619 руб.;
3) пунктом 1 статьи 126 НК РФ:
- за непредставление налогоплательщиком в налоговые органы сведений и документов - штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ в сумме 4400 руб. (88 х 50 руб.);
4) пунктом 1 статьи 122 НК РФ - штраф за неполную уплату налогов и сборов:
- по единому налогу на вмененный доход в сумме 57690 руб.,
- по налогу с продаж - 733 руб.,
- по НДС - 18558 руб.,
- по страховым взносам в ПФР - 35026 руб.,
- по страховым взносам в ФОМС, удерживаемым налоговым органом - 2980 руб.,
- по страховым взносам в ФОМС, удерживаемым работодателем - 2803 руб.,
- по страховым взносам в Фонд занятости - 1118 руб.;
5) пунктом 1 статьи 123 НК РФ - штраф в сумме 6002 руб.
Одновременно предпринимателю С.А. предложено уплатить неполностью уплаченные налоги, взносы и пени за их несвоевременную уплату:
- подоходный налог в сумме 99112 руб.,
- подоходный налог, не удержанный работодателем, в сумме 30008 руб., пени - 23588,75 руб.,
- единый налог - 308736 руб., пени - 136679,70 руб.,
- НДС - 77768 руб., пени - 22727,44 руб.,
- налог с продаж - 5750 руб., пени - 845,95 руб.,
- страховые взносы в ПФР - 236345 руб., пени - 90167,23 руб.,
- страховые взносы в ФОМС - 41370 руб., пени - 2218,01 руб.,
- страховые взносы в ФОМС с фонда заработной платы - 14019 руб., пени - 12478,20 руб.,
- единый социальный налог - 30793 руб.,
- страховые взносы в Фонд занятости - 5589 руб., пени - 4677,12 руб.
Предприниматель С.А. не согласился с принятым решением в части начисления подоходного налога на доходы от предпринимательской деятельности за 2000 год и налога на доходы физических лиц за 2001 год в связи с невключением налоговым органом в состав расходов амортизационных отчислений и арендной платы, по единому налогу в сумме 154662 руб., а также в части исчисления страховых взносов в ПФР в размере 20,6% от дохода.
Арбитражным судом обоснованно удовлетворены требования предпринимателя С.А. в части правомерности включения последним в состав расходов амортизационных отчислений от стоимости указанного выше приобретенного оборудования и по единому налогу, так как в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.
Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. Поэтому предприниматель правомерно применил ускоренную амортизацию, включив в расходы 2000 и 2001 годов по 50% от первоначальной стоимости приобретенного оборудования (инспекцией по налогам и сборам амортизационные отчисления учтены в размере 5% стоимости оборудования).
Также правомерно предпринимателем исчислен единый налог по торговым помещениям, расположенным по ул. Набережная, 31 а и Площадь Победы, 12, исходя из базовой доходности для магазинов, поскольку спорные помещения по своим параметрам подпадают под понятие магазина, данное в Законе Хабаровского края N 78 от 25.11.1998 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае".
Арбитражным судом правомерно отказано в признании оспариваемого решения налогового органа недействительным в части начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 20,6% от дохода от предпринимательской деятельности за 1999-2000 годы, поскольку в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 (с изменениями и дополнениями), Федеральными законами от 04.01.1999 и от 20.11.1999 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1999 и 2000 годы" предприниматель С.А. должен уплатить страховые взносы в ПФР за 1999-2000 годы в размере 20,6 процентов дохода от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением, в сроки, которые определены для уплаты подоходного налога.
Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России возникает в силу закона, то есть независимо от воли участников данных правоотношений, а тариф страховых взносов установлен вышеназванными Федеральными законами, поэтому индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в установленном законом размере.
Кроме того, пунктом 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П предусмотрено, что до установления законодателем нового правового регулирования индивидуальные предприниматели уплачивают в ПФР страховые взносы в 1999-2000 годы в размере 20,6 процентов от заработка (дохода).
Следовательно, вывод суда о необоснованности заявленных требований в части взыскания страховых взносов в ПФР за 1999-2000 годы в размере 5% от дохода правомерен.
Является ошибочным довод заявителя жалобы о применении к спорным правоотношениям статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, так как уплата страховых взносов в ПФР в ином размере, чем тот, который был установлен при государственной регистрации предпринимателя, не является изменением налогового законодательства.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При подаче жалобы предпринимателем излишне уплачена госпошлина в сумме 490 рублей, которая подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 286-289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.12.2002 по делу N А73-8727/2002-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить предпринимателю С.А. госпошлину в сумме 490 рублей, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражным судом правомерно отказано в признании оспариваемого решения налогового органа недействительным в части начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 20,6% от дохода от предпринимательской деятельности за 1999-2000 годы, поскольку в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 (с изменениями и дополнениями), Федеральными законами от 04.01.1999 и от 20.11.1999 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1999 и 2000 годы" предприниматель С.А. должен уплатить страховые взносы в ПФР за 1999-2000 годы в размере 20,6 процентов дохода от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением, в сроки, которые определены для уплаты подоходного налога.
Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России возникает в силу закона, то есть независимо от воли участников данных правоотношений, а тариф страховых взносов установлен вышеназванными Федеральными законами, поэтому индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в установленном законом размере.
Кроме того, пунктом 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П предусмотрено, что до установления законодателем нового правового регулирования индивидуальные предприниматели уплачивают в ПФР страховые взносы в 1999-2000 годы в размере 20,6 процентов от заработка (дохода).
...
Является ошибочным довод заявителя жалобы о применении к спорным правоотношениям статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, так как уплата страховых взносов в ПФР в ином размере, чем тот, который был установлен при государственной регистрации предпринимателя, не является изменением налогового законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/280
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании