Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 апреля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/487
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МИМНС РФ N 4 по Приморскому краю - Ануфриева Л.П., главный специалист по доверенности N 02-1/4855 от 17.03.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю на постановление от 16.12.2002 по делу N А51-8760/02 18-194 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю к предпринимателю Ж.Г. о взыскании 8193 руб. 20 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления откладывалось.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с предпринимателя Ж.Г., осуществляющей деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства от 14.05.1998 N 8654, налоговых санкций в сумме 8193 руб. 20 коп., в том числе 2984 руб. - за неполную уплату налога с продаж, 900 руб. - за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и 4309,2 руб. - за непредставление в установленный срок расчетов по налогу с продаж.
Решением от 11.10.2002 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении требований заявителя в части взыскания штрафных санкций по налогу с продаж, исходил из того, что предприниматель не заявляла об освобождении от данного налога и не приводила оснований для освобождения от его уплаты. Предприниматель представила декларации по налогу с продаж и самостоятельно уплатила его. Удовлетворяя требования о взыскании штрафа за непредставление налоговому органу необходимых сведений для осуществления налогового контроля, суд указал, что в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" предприниматели обязаны представлять сведения о любых выплатах физическим лицам, в том числе за закупленный товар.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2002 решение суда первой инстанции изменено, удовлетворены требования в части взыскания санкций за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля. В удовлетворении требований в части взыскания налоговых санкций по налогу с продаж отказано. Суд апелляционной инстанции счел, что предприниматель не является плательщиком налога с продаж и поэтому взыскание штрафных санкций за нарушение Закона Приморского края "О налоге с продаж" является неправомерным.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит изменить его в части отказанных требований о взыскании штрафных санкций по налогу с продаж. Заявитель жалобы полагает, что фактически плательщиками налога с продаж являются потребители товаров, работ и услуг, так как сумма налога с продаж включена в цену товара, поэтому введение его на территории субъекта РФ не создает для налогоплательщика менее благоприятные условия налогообложения по сравнению с теми, которые действовали на момент его государственной регистрации. Поэтому предприниматель Ж.Г. обоснованно привлечена к ответственности за неуплату указанного налога и непредставление в установленный срок деклараций по нему.
Представитель инспекции по налогам и сборам в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Предпринимателем отзыв на жалобу не представлен, последняя, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав мнение представителя заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам на основании решения заместителя руководителя налогового органа от 22.04.2002 N 480 проведена проверка предпринимателя Ж.Г., осуществляющей розничную торговлю непродовольственными товарами, по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2000 по налогу с продаж, взносам во внебюджетные фонды, по сбору на содержание муниципальной милиции, за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 по налогу с продаж, по налогу на добавленную стоимость. По результатам проверки составлен акт от 20.05.2002 N 174, которым установлены следующие нарушения: за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 не исчислен и не уплачен налог с продаж, не представлены налоговому органу сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (сведения о доходах, выплаченных физическим лицам за 2000 год). На основании акта проверки N 174 налоговым органом вынесено решение от 13.06.2002 N 04/2456 дсп о привлечении предпринимателя Ж.Г. к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - за неполную уплату налога с продаж в виде штрафа в сумме 2984 руб., пунктом 1 статьи 126 НК РФ за - непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в сумме 900 руб.
Кроме того, в результате камеральной проверки своевременности представления расчета, правильности исчисления и полноты уплаты налога с продаж предпринимателем за 1-4 кварталы 2001 года, проведенной налоговым органом 29.04.2002, установлено несвоевременное представление указанных расчетов, что отражено в акте проверки от 29.04.2002 N 88.
На основании акта проверки N 88 вынесено решение от 06.05.2002 N 04-1705 дсп о привлечении предпринимателя Ж.Г. к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 4309,2 руб.
Требованиями от 06.05.2002 N 04-1646 и от 13.06.2002 N 04/2266, предпринимателю предложено в сроки, соответственно, до 16.05.2002, 24.06.2002 уплатить суммы штрафов, что сделано не было, поэтому инспекция по налогам и сборам обратилась за их взысканием в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правильному выводу о том, что предприниматель правомерно привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в связи с чем требования в этой части удовлетворены.
Данный вывод суда инспекцией по налогам и сборам не оспаривается.
Суд также обоснованно признал, что предприниматель не является плательщиком налога с продаж, поэтому взыскание штрафных санкций по данному налогу является неправомерным, и в этой части заявленных требований отказал.
Доводы заявителя жалобы в связи с отказом в удовлетворении этой части требований рассмотрены, но подлежат отклонению.
Материалами дела установлено, что Ж.Г. зарегистрирована Администрацией г. Арсеньева 14.05.1998 в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Законом Приморского края от 22.02.1999 N 35-КЗ "О налоге с продаж" в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлен и с 01.04.1999 введен на всей территории Приморского края налог с продаж.
Согласно статье 1 названного Закона плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Исходя из правовой природы налога с продаж, он является косвенным налогом, так как представляет собой сумму, включаемую в цену товаров (работ, услуг), и уплачиваемую в бюджет фактически за счет средств покупателей. Таким образом, установленная Законом Приморского края "О налоге с продаж" обязанность предпринимателей исчислять и уплачивать данный налог не ухудшает положение, и условия хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, как налогоплательщиков. Однако с введением на территории Приморского края указанного налога на налогоплательщика возложены обязанности по ведению отдельного учета реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом с продаж (п. 2 ст. 3), представлению расчетов по исчислению и уплате налога (п. 3 ст. 5).
Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2002 N 37-О указал, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Имеющимися в деле доказательствами (договор на оказание услуг от 04.05.1999, платежные ведомости) подтвержден тот факт, что введение налога с продаж создало для предпринимателя Ж.Г. менее благоприятные условия хозяйствования по сравнению с действовавшими условиями на момент ее регистрации, поскольку на нее возложены дополнительные обязанности по исчислению и уплате нового налога, учету и представлению отчетности, за неисполнение которых применяется налоговая ответственность.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись правовые основания для отказа в удовлетворении требований налогового органа в части взыскания штрафных санкций по налогу с продаж.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления апелляционной инстанции арбитражного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 16.12.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8760/02 18-194 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из правовой природы налога с продаж, он является косвенным налогом, так как представляет собой сумму, включаемую в цену товаров (работ, услуг), и уплачиваемую в бюджет фактически за счет средств покупателей. Таким образом, установленная Законом Приморского края "О налоге с продаж" обязанность предпринимателей исчислять и уплачивать данный налог не ухудшает положение, и условия хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, как налогоплательщиков. Однако с введением на территории Приморского края указанного налога на налогоплательщика возложены обязанности по ведению отдельного учета реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом с продаж (п. 2 ст. 3), представлению расчетов по исчислению и уплате налога (п. 3 ст. 5).
Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2002 N 37-О указал, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 апреля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/487
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании