Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/285
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю на решение от 06.12.2002 по делу N А73-8288/2002-41 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества "О" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю о признании незаконными действий налогового органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления кассационной инстанции по настоящему делу откладывалось до 11.03.2003.
Открытое акционерное общество "О" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Межрайонной инспекции Министерства РФ N 3 по налогам и сборам по Хабаровскому краю, требуя признать незаконным отказ налогового органа в возврате из бюджета сумм излишне уплаченного налога и обязать ответчика возвратить обществу излишне уплаченный налог за загрязнение окружающей природной среды в сумме 69642,27 руб.
Иск мотивирован тем, что названный налог Общество платило на основании Постановления Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", которое Решением Верховного Суда РФ N ГКПИ-2002-178 от 28.03.2002 признано незаконным. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.06.2002 N КАС 02-232 указанное решение оставлено в силе.
Полагая, что Постановление Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 признано недействительным с момента его принятия, Общество, руководствуясь пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, требует возвратить сумму налога, уплаченную в период с 2000 по 2002 годы.
Решением от 06.12.2002 иск удовлетворен частично. Суд признал незаконным отказ ответчика от возврата истцу 8933,52 руб. налога, уплаченного с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ N ГКПИ-2002-178 от 28.03.2002, и обязал налоговый орган возвратить Обществу указанную сумму. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства РФ N 3 по налогам и сборам по Хабаровскому краю предлагает решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы налоговый орган сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О, согласно которому Постановление Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 не утратило силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.
В отзыве на жалобу истец доводы налогового органа отклонил и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Решением Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 Постановление Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" признано незаконным (недействительным), и с 04.06.2002 не подлежит применению.
Из мотивировочной части Решения Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 следует, что Постановление Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 противоречит требованиям статьи 17 Налогового кодекса РФ. Нарушение указанной нормы заключается в том, что, являясь, по сути федеральным налогом и имея все существенные элементы данного налогового платежа, плата за загрязнение окружающей природной среды установлена не федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 04.10.2001 N 183-О и от 04.07.2002 N 200-О разъяснил, что требованиям статьи 17 Налогового кодекса РФ должны соответствовать лишь те налоги, которые вводятся после 01.01.1999.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно требований, содержащихся в статье 17 Налогового кодекса РФ, Постановление Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" на момент возникновения спора по настоящему делу являлось действующим нормативным правовым актом. Следовательно, налоговый орган правомерно отказал ОАО "О" в возврате 69642,27 руб., уплаченных в соответствии с требованием Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.1992.
При изложенных обстоятельствах требования ОАО "О" о возврате из бюджета излишне уплаченного налога в сумме 69642,27 руб. являются неправомерными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.12.2002 по делу N А73-8288/2002-41 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ОАО "О" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1978,5 руб. за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из мотивировочной части Решения Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 следует, что Постановление Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 противоречит требованиям статьи 17 Налогового кодекса РФ. Нарушение указанной нормы заключается в том, что, являясь, по сути федеральным налогом и имея все существенные элементы данного налогового платежа, плата за загрязнение окружающей природной среды установлена не федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 04.10.2001 N 183-О и от 04.07.2002 N 200-О разъяснил, что требованиям статьи 17 Налогового кодекса РФ должны соответствовать лишь те налоги, которые вводятся после 01.01.1999.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно требований, содержащихся в статье 17 Налогового кодекса РФ, Постановление Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" на момент возникновения спора по настоящему делу являлось действующим нормативным правовым актом. Следовательно, налоговый орган правомерно отказал ОАО "О" в возврате 69642,27 руб., уплаченных в соответствии с требованием Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.1992."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/285
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании