Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-1/270
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Медведева О.В. - представитель по доверенности N 7/12 от 27.01.2003, от ответчика: Федоров А.В. - представитель по доверенности б/н от 10.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на постановление от 20.01.2003 по делу N А73-714/2001-27/39 (АИ-1/1012) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Николаевска-на-Амуре с Николаевским районом, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, 3-и лица: Финансовый отдел Администрации г. Николаевска-на-Амуре с Николаевским районом, о взыскании 1382970 руб. 01 коп.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление постановления в полном объеме отложено до 03.03.2003.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Николаевска-на-Амуре с Николаевским районом о взыскании 1382970 руб. 01 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан, проживающих в жилом фонде г. Николаевска-на-Амуре по оплате за коммунальные услуги и тепловую энергию.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены финансовый департамент Администрации г. Николаевска-на-Амуре и финансовый департамент Администрации Хабаровского края.
Решением от 14.01.2001 в удовлетворении исковых требований отказано по причине отсутствия финансирования из краевого бюджета социальных программ указанной категории граждан, а также неподтверждения истцом факта предоставления льгот на заявленную сумму.
В апелляционной инстанции для участия в деле в качестве соответчиков привлечены Минфин РФ и финдепартамент Администрации Хабаровского края (в настоящее время Минфин Хабаровского края).
Постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2002 решение отменено. В пользу истца взыскано: с казны Хабаровского края - 90127 руб. 74 коп., с казны Российской Федерации - 1292842 руб. 27 коп.
Постановлением кассационной инстанции от 27.08.2002 постановление от 26.06.2002 в части взыскания с казны РФ в лице Минфина РФ убытков в сумме 1292842 руб. 27 коп. отменено, и дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции постановлением от 20.01.2003 взыскал с казны Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края 1158699 руб. 19 коп. убытков за неисполнение ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий". С казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу истца взыскано 111625 руб. 17 коп. убытков за неисполнение Законов РФ "О статусе военнослужащих", "О донорстве крови и ее компонентов".
Не согласившись с постановлением суда в части взыскания с казны Российской Федерации 111625 руб. 17 коп., Российская Федерация в лице Минфина РФ обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части и оставить в силе решение суда первой инстанции от 14.06.2001 в части отказа в иске к Министерству финансов РФ. В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что в соответствии со ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", а также принятым во исполнение последнего Постановлением Правительства N 790 от 12.07.1996 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих" и действующим до 01.07.2002, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг военнослужащим, проживающим в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов РФ, домах муниципального жилищного фонда, домах жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также в жилых домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, организациям, предоставившим льготы, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Полагает, что ответственность должна быть возложена на Хабаровский край, а не на Российскую Федерацию, поскольку в непосредственных материально-правовых отношениях с истцом состоит субъект РФ, и его органами государственной власти не исполнены требования федерального закона об источниках финансирования.
Заявитель считает неосновательным взыскание с казны Российской Федерации и расходов, связанных с предоставлением льгот во исполнение Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", приводя доводы о том, что программа финансирования мероприятий по указанному закону не принималась, в бюджете на 2000 год средства на его реализацию не закладывались.
Законность принятого судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Минфина РФ доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель истца просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в 2000 году за счет собственных средств предоставило отдельным категориям гражданам льготы по оплате потребленной тепловой и электрической энергии, установленные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", "О статусе военнослужащих".
В связи с невозмещением ему этих расходов истец обратился с настоящим иском.
Статья 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (п. 10, действующий в период спорных отношений) устанавливает, что военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от жилищного фонда.
Законом установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по муниципальному жилищному фонду оплачиваются за счет средств субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Из чего вытекает обязанность Правительства РФ принять соответствующий акт, определяющий такой порядок компенсации расходов субъектам РФ.
Между тем, при возложении на субъект РФ полномочий по возмещению расходов, связанных с предоставлением гарантированных законом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти не исполнена обязанность по определению механизма компенсации указанных расходов субъектам РФ.
Постановление Правительства РФ N 790, на которое ссылается заявитель жалобы, принято во исполнение Закона "О внесении изменений в ст. 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих", имевшего место до принятия Закона "О статусе военнослужащих в РФ" от 27.05.1998 N 76-ФЗ, установившего обязанность Правительства РФ определить порядок компенсации расходов субъектам РФ.
Кроме того, как правомерно отмечено в постановлении апелляционной инстанции, Конституцией РФ вопросы обороны, безопасности и федеральной государственной службы находятся в исключительном ведении РФ. Предоставление льгот федеральным служащим, гарантированных федеральным законом, как и финансирование расходов на их содержание, должно производиться из федерального бюджета.
Поскольку Правительство РФ не обеспечило исполнение ФЗ "О статусе военнослужащих в РФ", и расходы по передаче в бюджет Хабаровского края средств, предназначенных на компенсацию затрат по установленным федеральным законом льготам. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" в порядке ст.ст. 84, 130, 18 Бюджетного кодекса не запланированы, апелляционная инстанция Арбитражного суда Хабаровского края правомерно в порядке ст. 16 ГК РФ возложила обязанность по возмещению ущерба истцу на Российскую Федерацию и взыскала 90676,45 руб. убытков с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Такое решение также соответствует и Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах", согласно которому исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, поскольку ФЗ "О статусе военнослужащих в РФ", устанавливая льготы и указывая источником их финансирования бюджет субъекта, влечет увеличение его расходов.
Признается правомерным и постановление в части взыскания с казны Российской Федерации в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" 20948,27 руб. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, предусмотренных ст. 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов.
Статья закона, устанавливающая льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг, носит декларативный характер и не содержит указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот. Пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов сохраняется в течение длительного времени, и как указал по этому поводу Конституционный Суд РФ в Определении от 09.04.2002 N 68-О, учитывая, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 Закона впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
При этом не может быть принята ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" не подлежит исполнению на основании ст. 129 ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", так как средства на его реализацию не заложены в бюджете. Как указал по данному поводу Конституционный Суд РФ, пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам, гарантированных ст. 11 Закона льгот не может служить препятствием для разрешения спорых вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан и организаций.
В необжалованной части постановления апелляционная инстанция также при оценке категорий льготников и источников финансирования указанных затрат правомерно исходила из Законов РФ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995, ст. 10 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761, Постановления Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 "Об утверждении положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", установивших такие льготы соответствующим категориям граждан, а также порядок и источники их финансирования.
Указанное законодательство называет в качестве источника финансирования льгот, в частности, по оплате коммунальных услуг, средства бюджетов субъектов федерации с последующим возмещением им произведенных затрат из федерального бюджета, а также учитывание этих расходов при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.
Исходя из положений названных законов, ссылаясь на ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", согласно Приложению N 23 которого Хабаровскому краю определено 165002,6 тыс. руб. финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на реализацию ФЗ "О ветеранах", а также предусмотрены денежные средства на предоставление льгот и компенсаций реабилитированным лицам, и акт сверки по межбюджетным отношениям по состоянию на 01.01.2001, суд апелляционной инстанции обоснованно возложил ответственность по возмещению истцу произведенных расходов на Хабаровский край.
При этом правомерно отклонены доводы ответчиков о незаконном предоставлении льгот лицам, работавшим на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады 1941-1944 гг., и бывшим узникам концлагерей, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235, для последних установлены льготы, предусмотренные ВОВ, что на основании пп. 5 п. 1. ст. 15 Закона дает право на 50% оплату коммунальных услуг, а пп. 2.2 п. 3 ст. 18 Закона (ред. от 01.01.2000) такие льготы предусмотрены для лиц, работавших в блокадном Ленинграде, признанных инвалидами.
Является обоснованным отказ во взыскании расходов на предоставление льгот по оплате тепловой энергии участникам трудового фронта, как не предусмотренных действующим законодательством для указанной категории лиц.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 150 от 03.05.2000, действующим в спорный период и принятым в целях обеспечения системы мер по реализации федерального, краевого законодательства, иных нормативных правовых актов по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края, как и согласно Закону Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год" 50% скидка в оплату коммунальных услуг независимо от принадлежности жилищного фонда предоставляется малообеспеченным ветеранам боевых действий на территориях других государств из числа граждан, уволенных в запас. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие статус граждан, получивших указанную льготу, как малообеспеченных ветеранов боевых действий. В связи с чем правомерно отказано судом в иске и в сумме 739,28 руб.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление инвалидам всех категорий права на скидку при оплате коммунальных услуг, без указания источника их финансирования, но возлагая на Правительство РФ обязанность по определению порядка предоставления льгот.
Во исполнение и для реализации указанного Закона приняты Постановление Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", согласно которому льготы по оплате коммунальных услуг по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов РФ, по муниципальному жилищному фонду, а также общественному - в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления, и Закон Хабаровского края от 23.04.1996 N 42 "О краевой целевой программе "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, проживающих в Хабаровском крае", предусматривающий предоставление льготной скидки инвалидам по оплате коммунальных услуг за счет средств бюджета края.
На основании названных правовых актов, при отсутствии доказательств финансирования из бюджета Хабаровского края расходов по предоставлению льгот указанной категории граждан, задолженность в заявленном размере 207655,36 рублей правомерно взыскана с казны Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края.
При таких обстоятельствах, основания для изменения обжалованного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 20.01.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-714/2001-27/39 (АИ-1/1012) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление инвалидам всех категорий права на скидку при оплате коммунальных услуг, без указания источника их финансирования, но возлагая на Правительство РФ обязанность по определению порядка предоставления льгот.
Во исполнение и для реализации указанного Закона приняты Постановление Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", согласно которому льготы по оплате коммунальных услуг по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов РФ, по муниципальному жилищному фонду, а также общественному - в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления, и Закон Хабаровского края от 23.04.1996 N 42 "О краевой целевой программе "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, проживающих в Хабаровском крае", предусматривающий предоставление льготной скидки инвалидам по оплате коммунальных услуг за счет средств бюджета края."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-1/270
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании