Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/234
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Овчинникова Г.С. - представитель по доверенности N 7/11 от 27.01.2003, Комиссарова В.П. - представитель по доверенности N 7/14 от 27.01.2003, от ответчика: Министерство финансов Хабаровского края: Власенко Н.В. - представитель по доверенности N 19-12/1318 от 12.09.2002; Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска: Бутковский А.В. - представитель по доверенности N 04-02/2989 от 23.12.2002; УФК по Хабаровскому краю: Хальчицкий А.С. - представитель по доверенности б/н от 10.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов РФ, Министерства финансов Хабаровского края на постановление от 24.12.2002 по делу N А73-964/2001-28 (АИ-1/885) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов РФ о взыскании 2327088 рублей 45 копеек.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление постановления в полном объеме отложено до 11 марта 2003 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице его структурного подразделения "Хабаровское отделение "Энергосбыт" (далее - Энергосбыт) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, Финансовому отделу Администрации г. Хабаровска (3-е лицо) о взыскании 2327088 рублей 45 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением в четвертом квартале 2000 года гражданам, проживающим в г. Хабаровске, льгот по оплате электрической энергии на основании Постановления Главы Администрации Хабаровского края от 17.06.1999 N 239 "О порядке осуществления мер социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми в 1998-1999 годах на территории Хабаровского края" и Постановления Главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150 "Об утверждении Порядка реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края".
Определением суда от 03.04.2001 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Финансовый департамент Администрации Хабаровского края, Министерство финансов Российской Федерации (л.д. 33, т. 1).
Решением суда от 11.05.2001 иск удовлетворен за счет казны муниципального образования г. Хабаровска по мотиву неисполнения указанным органом местного самоуправления нормативных актов, принятых в целях реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2002 решение суда изменено: выпадающие доходы в сумме 8784 рубля 78 копеек взысканы с Минфина РФ, 2318303 рубля 22 копейки - с казны Хабаровского края, а Администрация г. Хабаровска от ответственности освобождена.
Это постановление принято по результатам нового рассмотрения дела в связи с отменой ранее принятого данной инстанцией судебного акта постановлением кассационной инстанции от 19.07.2002 N Ф03-А73/02-1/1063.
Законность принятого постановления апелляционной инстанции проверяется Федеральным арбитражным судом округа по кассационным жалобам Министерства финансов РФ и Министерства финансов Хабаровского края.
Обжалуя судебный акт, Министерство финансов РФ просит его отменить в части привлечения его к ответственности, так как считает, что средства для обеспечения льготами инвалидов, проживающих в Хабаровском крае, в 2000 году учтены при расчете объема финансовой помощи этому субъекту РФ.
Субъект РФ обжаловал постановление апелляционной инстанции в части взыскания с него остальной суммы выпадающих доходов, так как считает, что судом нарушены нормы федерального законодательства, и что в материально-правовых отношениях Хабаровский край как субъект федерации с истцом не состоит, и последний не обращался в краевые органы для получения возмещения своих расходов.
Кроме этого, данный ответчик оспаривает вывод суда о том, что социальное обеспечение граждан является предметом ведения субъекта РФ, поскольку, по его мнению, статья 72 Конституции РФ разграничивает лишь нормотворческие полномочия законодательных органов РФ и субъектов федерации.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства финансов РФ и Министерства финансов Хабаровского края свои жалобы поддержали и представили суду отзывы на жалобы, в которых доводы друг друга отклонены полностью.
Представитель Энергосбыта пояснил, что постановление суда считает законным.
В отзыве на кассационные жалобы Администрация г. Хабаровска заявила о том, что освобождение ее от ответственности правомерно.
При проверке законности обжалованного судебного акта установлено, что он подлежит изменению по следующим основаниям.
В четвертом квартале 2000 года "Энергосбытом" предоставлена электроэнергия отдельным категориям граждан, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг, вследствие чего им недополучено 2327088 рублей 48 копеек доходов.
Факты оказания услуг гражданам-льготникам в спорном периоде истец подтвердил счетами-фактурами, и стоимость услуг ответчики не оспаривают.
Удовлетворение иска за счет казны города суд первой инстанции мотивировал действующими на момент вынесения решения нормативными актами краевого уровня, нарушениями муниципальным образованием ст. 20 Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2000 год", в соответствии с которой на обеспечение действующей краевой программы по социальной защите граждан-льготников городу передано 120,8 миллионов рублей путем увеличения нормативов отчислений от налогов на прибыль и от подоходного налога на физических лиц в целях увеличения норматива доходов бюджета города.
Изменяя решение суда, апелляционная инстанция исследовала исполнение консолидированного бюджета Хабаровского края на 2000 год в части финансирования выпадающих доходов истца, связанных с исполнением Законов РФ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и действующих краевых программ по оказанию социальной помощи малообеспеченным пенсионерам пожилого возраста, имеющим трудовой стаж 35-40 лет, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми.
При этом апелляционной инстанцией исследованы исполнение местного и краевого бюджетов за 4 квартал 2000 года, социальные нормы энергопотребления, краевой статус жилья, в котором проживают граждане-льготники, и в пределах имеющихся полномочий определено, что органу местного самоуправления в 2000 году передавались полномочия на реализацию федерального и регионального законодательства по социальной защите граждан-льготников без обеспечения его необходимыми финансовыми средствами, что свидетельствует о наличии вины субъекта РФ в нарушении статей 36, 38 ФЗ "Об общих принципах организации мастного самоуправления в РФ".
Исключение, согласно обжалованному постановлению, составляют выпадающие расходы истца на сумму 8784 рубля 78 копеек по исполнению Федерального закона "О социальной защите инвалидов", и ответственность в этой части суд возложил на РФ, так как установил, что при расчете индекса бюджетных расходов края на 2000 год не учтены расходы на реализацию указанного закона.
В данной части постановление противоречит Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ", согласно которому при расчете индекса бюджетных расходов субъекта федерации эти расходы с 2000 года учитываются при принятии законов о бюджете РФ, и объем финансовой помощи Хабаровскому краю в 2000 году составил 1981395100 рублей.
Кроме того, Федеральным законом РФ "Об исполнении федерального бюджета на 2000 год", который суд не может не применять, установлено, что указанный закон по разделу финансовой помощи бюджетам других уровней выполнен на 103%.
В данной части постановление апелляционной инстанции противоречит и статье 85 Бюджетного кодекса РФ, которая не освобождает субъекты РФ от финансирования расходов по обеспечению социальной защиты населения.
При недостаточности собственных средств эти лица вправе обращаться в уполномоченные органы РФ для безвозмездного перечисления в их бюджет необходимых денежных средств в рамках формирования бюджета РФ на очередной финансовый год (ст. 130, 136 БК РФ).
Руководствуясь статьями 284, 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 24.12.2002 по делу N А73-964/2001-28 (АИ-1/855) в части взыскания с Министерства финансов РФ 8784 рублей 78 копеек отменить.
Довзыскать в пользу ОАО ЭИЭ "Хабаровскэнерго" с казны Хабаровского края 8784 рублей 78 копеек выпадающих доходов.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист и произвести поворот частично отмененного судебного акта.
Министерство финансов РФ от ответственности освободить.
В остальной части данное постановление оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В данной части постановление противоречит Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ", согласно которому при расчете индекса бюджетных расходов субъекта федерации эти расходы с 2000 года учитываются при принятии законов о бюджете РФ, и объем финансовой помощи Хабаровскому краю в 2000 году составил 1981395100 рублей.
Кроме того, Федеральным законом РФ "Об исполнении федерального бюджета на 2000 год", который суд не может не применять, установлено, что указанный закон по разделу финансовой помощи бюджетам других уровней выполнен на 103%.
В данной части постановление апелляционной инстанции противоречит и статье 85 Бюджетного кодекса РФ, которая не освобождает субъекты РФ от финансирования расходов по обеспечению социальной защиты населения.
При недостаточности собственных средств эти лица вправе обращаться в уполномоченные органы РФ для безвозмездного перечисления в их бюджет необходимых денежных средств в рамках формирования бюджета РФ на очередной финансовый год (ст. 130, 136 БК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/234
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании