Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 июля 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1063
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/234
Арбитражный суд, при участии от истца (ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго") - Овчинникова Г.С. - юрисконсульт по доверенности N 7/762 от 26.12.2001; от ответчиков (Минфин РФ) Хальчицкий А.С. - представитель по доверенности б/н от 16.01.2002; (Минфин Хабаровского края) - Тимошенко С.Н. - представитель по доверенности N 828-5691 от 16.07.2002; (Финансовый департамент г. Хабаровска) - Бутковский А.В. - представитель по доверенности N 04-02/3 от 03.01.2002, рассмотрел кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на постановление от 16.04.2002 по делу N А73-964/2001-28 (АИ-1/469) Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, Финансовому отделу Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов РФ о взыскании 2327088 рублей.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице его структурного подразделения "Хабаровское отделение "Энергосбыт" (далее - Энергосбыт) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, Финансовому отделу Администрации г. Хабаровска (3-е лицо) о взыскании 2327088 рублей 45 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением в четвертом квартале 2000 года гражданам, проживающим в г. Хабаровске, льгот по оплате электрической энергии на основании Постановления Главы Администрации Хабаровского края от 17.06.1999 N 239 "О порядке осуществления мер социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми в 1998-1999 годах на территории Хабаровского края" и Постановления Главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150 об утверждении Порядка реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края.
Определением суда от 03.04.2001 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Финансовый департамент Администрации Хабаровского края, Министерство финансов Российской Федерации (л.д. 33, т. 1).
Решением суда от 11.05.2001 иск удовлетворен за счет казны муниципального образования г. Хабаровска по мотиву неисполнения указанным органом местного самоуправления нормативных актов, принятых в целях реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми.
Постановлением апелляционной инстанции суда от 16.04.2002 решение суда изменено: муниципальное образование г. Хабаровска от ответственности освобождено, 183285 рублей 68 копеек в пользу истца взыскано с казны Хабаровского края и 2143802 рубля 77 копеек - с казны Российской Федерации, со ссылками на неисполнение Правительством РФ и субъектом РФ соответственно краевого и федерального законодательства по социальной защите граждан, имеющих льготы по оплате электрической энергии.
Законность данного судебного акта проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства Финансов Российской Федерации.
Обжалуя постановление, ответчик просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение, так как считает, что судом неправильно применены нормы Бюджетного кодекса РФ и федерального законодательства, и что вывод суда о вине Министерства финансов РФ основан на неполно исследованных обстоятельствах.
При рассмотрении кассационной жалобы представитель заявителя представил письменное дополнение к ней, в котором утверждается, что:
- статьей 10 Федерального Закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, действовавшего в спорный период в редакции Федерального закона от 18.11.1998 N 172-ФЗ, предусмотрено финансирование за счет средств субъектов Российской Федерации предоставленных ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг (в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
- Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227-ФЗ (с учетом внесения изменений в этот Закон) финансовая помощь Хабаровскому краю на реализацию Законодательства "О ветеранах" составляет 165002300 рублей, а окончательный объем финансовой поддержки данному субъекту Российской Федерации составил 1981395100 рублей;
- Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1998-2001 годах" разграничены расходные полномочия между органами исполнительной власти разных уровней;
- с момента введения Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, содержание статьи 17 этого Закона (о том, что порядок предоставления льгот определяется Правительством РФ) и принятое во исполнение этого Закона Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 не менялись;
- к числу нормативных актов, регулирующих порядок предоставления льгот этой категории граждан Российской Федерации включая реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий и последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, заявитель жалобы относит Закон Хабаровского края от 23.04.1996 N 42 "О краевой целевой программе "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, проживающих в Хабаровском крае".
Представитель Министерства финансов пояснил также, что соглашение от 10.02.2000, заключенное между Правительством РФ и Администрацией Хабаровского края исполнено Правительством РФ полностью, и что план расходов федерального бюджета по разделу 2101 исполнен на 103%.
Представители истца, Министерства финансов Хабаровского края, Финансового отдела Администрации г. Хабаровска доводы заявителя жалобы отклонили, ссылаясь на правомерность постановления апелляционной инстанции.
В заседании суда объявлялся перерыв до 19.07.2002 в соответствии со статьей 117 АПК РФ.
При проверке обжалованного судебного акта установлено, что он подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда по следующим основаниям.
При заявлении настоящего иска Энергосбыт исходил из фактов наличия у него в 4-ом квартале 2000 года выпадающих доходов в сумме 2327088 рублей 45 копеек, размер которых был подтвержден счетами-фактурами, предъявленными Администрации г. Хабаровска, и нарушения этим муниципальным образованием нормативных актов Главы Администрации края, которыми предусматривалось возмещение стоимости оказанных гражданам-льготникам коммунальных услуг за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Удовлетворение иска за счет казны города суд первой инстанции мотивировал действующими на момент вынесения решения нормативными актами краевого уровня, нарушениями муниципальным образованием ст. 20 Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2000 год", в соответствии с которой на обеспечение действующей краевой программы по социальной защите граждан-льготников городу предоставлены в качестве регулирующих доходов нормативы отчислений от налогов на прибыль и от подоходного налога на физических лиц в целях увеличения норматива доходов бюджета города на 120,8 миллионов рублей.
Отменяя решение суда, апелляционная инстанция фактическое исполнение бюджета города в этой части не исследовала, ограничившись констатацией факта отсутствия целевого финансирования из бюджета Российской Федерации расходов края по выполнению федерального законодательства о социальной защите ветеранов, инвалидов, реабилитированных лиц и пострадавших от политических репрессий и последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановление апелляционной инстанции, кроме того, мотивировано фактами отмены по решению Хабаровского краевого суда от 20.12.2001 по делу N 3-216/01 Постановления Главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150 в части финансирования из бюджетов муниципальных образований расхов на исполнение федеральных и краевых программ по социальной защите отдельных категорий граждан и отсутствием в 2000 году финансовой помощи городу из средств краевого бюджета (ст. 19 Закона Хабаровского края от 28.12.1999 N 164 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2000 год").
Между тем, согласно буквальному содержанию пункта 2 ст. 10 Закона РФ "О ветеранах" целевое финансирование расходов по реализации гражданам права на льготную оплату коммунальных услуг осуществляется не предварительно, а по факту наличия у субъекта РФ соответствующих расходов (в данном случае возмещения энергоснабжающей организации выпадающих доходов) путем взаиморасчетов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.
Об указанном порядке финансирования этих расходов субъектов Российской Федерации свидетельствуют: в частности, пункты 1, 3.1. Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862, которым утверждена "Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", которым государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот на коммунальные услуги переданы на муниципальный уровень, и таким образом, соответствующие полномочия Российской Федерации прекращены.
Как следует из преамбулы этого Постановления данный нормативный акт принят с целью урегулирования межбюджетных отношений, возникающих при исполнении законов, принятых без определения источников финансирования и разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней.
При указанных обстоятельствах для разрешения спора в данной части существенное значение имеет оценка доказательств, относящихся к обстоятельствам, связанным с использованием Хабаровским краем в 2000 году средств, поступивших из федерального бюджета через ФФПР, с исполнением соглашения от 10.02.2000, заключенного между Правительством РФ и Хабаровским краем с использованием Хабаровским краем в последующих периодах своего права на предъявление спорного объема расходов к взаимозачету на федеральном уровне.
Таким образом, обстоятельства, связанные с формированием и исполнением Правительством РФ бюджетного обязательства перед Хабаровским краем как субъектом Российской Федерации судом не выяснены.
В судебных актах обеих инстанций отсутствует и оценка соблюдения истцом норматива предоставления услуг на льготной основе, установленного местным органом власти (Постановление Главы Администрации г. Хабаровска от 14.07.1995 N 2213 "Об утверждении нормативов потребления электроэнергии населением"), которое, со слов заявителя кассационной жалобы, продолжает действовать до настоящего времени.
При принятии судебного акта в остальной части апелляционной инстанцией также не учтено, что в статью 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ изменения не вносились, и что к предмету ведения Российской Федерации предоставление льгот по коммунальным услугам не относится.
Судом, кроме того, не учтено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, на основании пункта 16 принятого во исполнение данного Закона Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", возмещаются за счет средств федерального бюджета только по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, а по остальному - в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Между тем, при рассмотрении спора в данной части апелляционная инстанция не установила правовой статус жилья, в котором проживают граждане-инвалиды.
При вынесении обжалованного судебного акта судом не учтено и то, что в судебном порядке признаны недействительными лишь отдельные нормы Постановления Главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150, касающиеся финансирования за счет средств муниципальных образований городов и районов края расходов по исполнению федерального и краевого законодательства и финансирования краевых льгот из Пенсионного фонда РФ.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не было учтено, что в части финансирования государственных полномочий, переданных в установленном порядке на региональный уровень, продолжают действовать утвержденные как нормы указанного Постановления, так и не противоречащие федеральному законодательству принятые ранее в пределах своего ведения нормативные акты субъекта, в том числе: Закон Хабаровского края от 23.04.1996 N 42 "О целевой краевой программе "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, проживающих в Хабаровскому крае", в соответствии с которыми льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются и реабилитированным лицам, и лицам, пострадавшим от политических репрессий и от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При отмене решения апелляционная инстанция не исследовала и доводы Министерства финансов Хабаровского края о том, что для финансирования спорных расходов города были увеличены нормативы отчислений от налогов.
Неправильное применение судом норм материального права и неполнота исследования в отношении обстоятельств, которые имели место при исполнении краевого бюджета и бюджета города, являются основаниями для отмены обжалованного постановления и передачи дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать дополнительные документы сторон, предъявленные суду на обозрение в настоящем заседании, дать оценку доказательствам, относящимся к обстоятельствам, имевшим место при исполнении бюджетов края и города, и установить лицо, обязанное возместить истцу выпадающие доходы, а также нормативный уровень данных доходов.
Доводы Министерства финансов Хабаровского края о том, что выпадающие доходы истца подлежат возмещению за счет федерального бюджета, судом кассационной инстанции отклонены как противоречащие федеральному и краевому законодательству о полномочиях субъектов РФ в сфере социальной защиты населения.
Указанные доводы противоречат, кроме того, Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" в части базирования в 2000 году оценки бюджетных нормативов только на минимальных государственных стандартах и социальных нормативах и индексе бюджетных расходов.
Доводы этого министерства о том, что соответствующие краевые законы, принятые в целях обеспечения граждан льготами, предусмотренными федеральными законами, признаны неправомерными, признаются подлежащими отклонению так как Арбитражные суды не обладают полномочиями по прекращению юридической силы указанных законов (пункт 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.1998 N 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Постановления Конституционного Суда РФ N 19-П следует читать как "16.06.1998"
Руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-Ф3, Федеральным законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1, статьями 171, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 16.04.2002 по делу N А73-964/2001-28 отменить, дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию этого же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 июля 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1063
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании