Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/249
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Овчинникова Г.С. - представитель по доверенности N 7/11 от 27.01.2003, от ответчика: (Министерство финансов Хабаровского края) - Бертина Н.В., представитель по доверенности б/н от 10.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 15.08.2002, постановление от 28.11.2002 по делу N А73-5530/2002-42 (АИ-1/914) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района о взыскании 27983 рублей 41 копейки.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Администрации МО Николаевска-на-Амуре и Николаевского района о взыскании 27983,41 руб. составляющие затраты на предоставление в период ноябрь, декабрь 2001 года, первый квартал 2002 года компенсаций (субсидий) малообеспеченным гражданам г. Николаевска-на-Амуре по оплате тепловой энергии в соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
Решением суда от 15.08.2002 в пользу истца с бюджета Хабаровского края взыскано 7222 руб., с Администрации МО г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района взыскано 20761,41 руб.
Принимая его, первая инстанция установила нарушение ответчиками своих бюджетных обязательств по надлежащему финансированию расходов истца в связи с исполнением федеральных законов.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2002 решение от 15.08.2002 изменено, иск удовлетворен в полном объеме за счет казны Хабаровского края, остальные ответчики от ответственности освобождены.
Изменяя решение, вторая инстанция признала недостаточным осуществление Хабаровским краем в его лице Министерством финансов перечисление в бюджет МО денежных средств на погашение убытков истца в связи с предоставлением субсидий. Вины других ответчиков в невозмещении данных убытков суд не установил.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению Минфина Хабаровского края, где ставится вопрос об их отмене и направлению дела на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
По мнению заявителя, возложение на субъект РФ, согласно бюджетному законодательству, ответственности за исполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы, правомерно только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсаций таких расходов либо иного законодательно установленного механизма реализации расходных полномочий, согласованного с субъектом РФ (п. 2 ст. 85 БК РФ). Данное положение арбитражный суд не принял во внимание, поэтому решение и постановление Минфин Хабаровского края считает необоснованным. Истец и другие ответчики доводы жалобы отклонили.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу безосновательной.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" в течение ноября-декабря 2001 года и первый квартал 2002 года предоставляло малообеспеченным гражданам, проживающим в г. Николаевске-на-Амуре компенсации (субсидии) по оплате тепловой энергии на общую сумму 27983,41 руб. в соответствии со ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1, постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 286 от 02.08.2000.
Размер предоставленной льготы подтвержден документально и не оспаривается сторонами.
Выставленные на данную сумму счета-фактуры, Администрация г. Николаевска-на-Амуре оставила без оплаты, в связи с чем предъявлен настоящий иск.
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ от 24.12.1992 N 4218 - органы государственного управления, местная Администрация предоставляют субсидии гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования субсидий определяются законодательством РФ.
Статья 72 Конституции РФ устанавливает, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Пунктом 1 статьи 85 БК РФ предусмотрено, что такой функциональный вид расходов как обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов. Это же положение содержится в постановлении Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации" (пункт 3.1).
В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утв. пост. Правительства РФ от 02.08.1999 N 887) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Для этого в пункте 6 "г" Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 рекомендовано предусматривать при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделения средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 150 от 03.05.2000 "О порядке регистрации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края" (пункт 3.2.3), Законом Хабаровского края от 27.12.2000 N 281 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми на 2001-2003 годы" и принятым в их исполнение решением Хабаровской Городской Думы N 428 от 25.04.2000 утверждены мероприятия по социальной защите указанных категорий граждан, а источником финансирования расходов на предоставление субсидий по оплате коммунальных услуг определены бюджеты муниципальных образований.
Согласно пункта 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Исследовав обстоятельства дела и дав оценку представленным сторонами доказательствам, арбитражный суд установил невыделение в достаточном объеме муниципальному бюджету г. Николаевска-на-Амуре в 2001, 2002 годах финансовых средств из бюджета Хабаровского края, вследствие чего оснований для возложения ответственности на администрацию муниципального образования у суда не имелось согласно названной нормы Закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ".
В свою очередь, как видно из имеющихся в деле документов, Хабаровский край, в его лице Министерство финансов, не выполнял свои обязательства по совместному финансированию субсидий, установленных названными нормами материального права.
В нарушение Постановления Главы Администрации Хабаровского края N 286 от 03.08.2000 "О результатах реформы ЖКХ и ее влиянии на улучшение финансово-экономической ситуации в крае" (пункт 12.1), в структуре расходов краевого бюджета на 2001 и 2002 годы финансовые средства на компенсацию жилищно-коммунальным предприятиям выпадающих доходов от предоставления льгот и жилищных субсидий целевым назначением не предусматривались. О чем свидетельствуют Законы Хабаровского края о бюджетной системе Хабаровского края на 2001 и 2002 годы и это не оспаривается ответчиком.
При таких обстоятельствах расходы, произведенные истцом на предоставление гражданам спорных субсидий для оплаты тепловой энергии, возмещены за счет Министерства финансов Хабаровского края согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому оснований для изменения постановления от 28.11.2002 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 28.11.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5530/2002-42 (АИ-1/914) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав обстоятельства дела и дав оценку представленным сторонами доказательствам, арбитражный суд установил невыделение в достаточном объеме муниципальному бюджету г. Николаевска-на-Амуре в 2001, 2002 годах финансовых средств из бюджета Хабаровского края, вследствие чего оснований для возложения ответственности на администрацию муниципального образования у суда не имелось согласно названной нормы Закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ".
...
В нарушение Постановления Главы Администрации Хабаровского края N 286 от 03.08.2000 "О результатах реформы ЖКХ и ее влиянии на улучшение финансово-экономической ситуации в крае" (пункт 12.1), в структуре расходов краевого бюджета на 2001 и 2002 годы финансовые средства на компенсацию жилищно-коммунальным предприятиям выпадающих доходов от предоставления льгот и жилищных субсидий целевым назначением не предусматривались. О чем свидетельствуют Законы Хабаровского края о бюджетной системе Хабаровского края на 2001 и 2002 годы и это не оспаривается ответчиком.
При таких обстоятельствах расходы, произведенные истцом на предоставление гражданам спорных субсидий для оплаты тепловой энергии, возмещены за счет Министерства финансов Хабаровского края согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому оснований для изменения постановления от 28.11.2002 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/249
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании