Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от заявителя: ОАО "СКАЦИ" - начальник юридического отдела Шибанова Л.В. по постоянной доверенности N 166/1-юр от 09.01.2003, юрисконсульт Сурова А.В. по постоянной доверенности N 18/1 от 04.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Спасский комбинат асбестоцементных изделий" на решение от 24.01.2003 по делу N А51-8318/02-18-175 Арбитражного суда Приморского края по заявлению открытого акционерного общества "Спасский комбинат асбестоцементных изделий" о признании недействующим постановления N 145 от 06.03.2000 "Об утверждении ставок земельного налога по г. Спасску-Дальнему на 2000 год", принятого главой муниципального образования г. Спасск-Дальний.
Мотивированное постановление в соответствии с требованиями статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовлено 7 апреля 2003 года.
Открытое акционерное общество "Спасский комбинат асбестоцементных изделий" (далее - ОАО "СКАЦИ") обратилось в Спасский городской суд с жалобой о признании незаконным постановления главы муниципального образования г. Спасск-Дальний (далее - муниципальное образование) N 145 от 06.03.2000 "Об утверждении ставок земельного налога по г. Спасску-Дальнему на 2000 год".
Определением от 09.08.2002 городской суд г. Спасск-Дальний передал дело на рассмотрение арбитражного суда Приморского края в соответствии с установленной подведомственностью.
До принятия решения по делу ОАО "СКАЦИ" в соответствии с нормой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнило требования с просьбой признать недействующим оспариваемое постановление главы муниципального образования N 145 от 06.03.2000.
Решением арбитражного суда Приморского края от 24.01.2003 в удовлетворении заявления о признании недействующим вышеназванного постановления отказано за необоснованностью. Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о правомерности издания главой муниципального образования оспариваемого заявителем постановления, поскольку последним установлены лишь дифференцированные ставки на основании содержащихся ставок в Законе РФ "О плате за землю" и в соответствии с требованием Закона РФ "О федеральном бюджете на 2000 год". Установив в судебном заседании, что постановление главы муниципального образования официально не опубликовано, суд не признал данное обстоятельство бесспорным основанием для констатации нормативного правового акта нелигитимным.
Законность принятого решения проверяется кассационной инстанцией по жалобе ОАО "СКАЦИ", считающего, что судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит отменить решение суда и принять новое - об удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что оспариваемое им постановление принято неуправомоченным на то органом, так как установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления. Таким органом, в соответствии с Уставом муниципального образования город Спасск-Дальний, является городской Совет.
Кроме этого, ОАО "СКАЦИ" полагает, что установление судом факта неопубликования оспариваемого акта является безусловным основанием для признания его недействующим в силу требований статьи 15 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель муниципального образования отзыв на кассационную жалобу не представил, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, участия в рассмотрении кассационной жалобы не принимал.
Заслушав доводы представителей ОАО "СКАЦИ", исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм процессуального и норм материального права в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, кассационная инстанция установила, что судом рассмотрено в порядке нормоконтроля заявление, не подлежащее рассмотрению.
Материалами дела подтверждается издание 06.03.2000 Главой муниципального образования город Спасск-Дальний Приморского края постановления "Об утверждении ставок земельного налога по г. Спасску-Дальнему на 2000 год". Данным постановлением утверждены на 2000 год ставки земельного налога по зонам города, на земли, занятые жилищным фондом, сельскохозяйственного использования.
В соответствии с нормами статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве предмета оспаривания могут выступать только вступившие в силу и действующие в момент рассмотрения дела нормативные правовые акты.
Нормативным правовым актом признается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 27.04.1993).
В соответствии с требованием статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28.08.1995, в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения. К вопросам местного значения относится установление местных налогов и сборов.
Согласно положениям части 3 статьи 15 вышеназванного Закона, в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление местных налогов и сборов.
Статьей 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам.
При таких обстоятельствах установление ставки земельного налога главой муниципального образования следует признать неправомочным.
Установленный порядок издания предполагает, в том числе, и обязанность официального опубликования. В силу требований части 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В судебном заседании судом первой инстанции установлено, что оспариваемое постановление официально не опубликовано.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое постановление главы муниципального образования нельзя признать вступившим в законную силу, следовательно, не подлежащим судебному нормоконтролю.
Принимая во внимание, что суд разрешил спор, не подлежащий рассмотрению, решение суда подлежит отмене, а дело - прекращению производством.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8318/02-18-175 от 24.01.2003 отменить, производство по делу - прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с требованием статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28.08.1995, в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения. К вопросам местного значения относится установление местных налогов и сборов.
Согласно положениям части 3 статьи 15 вышеназванного Закона, в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление местных налогов и сборов.
Статьей 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам.
...
Установленный порядок издания предполагает, в том числе, и обязанность официального опубликования. В силу требований части 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В судебном заседании судом первой инстанции установлено, что оспариваемое постановление официально не опубликовано."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 апреля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/628 "Оспариваемое постановление главы муниципального образования не является вступившим в законную силу и действующим в момент рассмотрения дела, что в силу ст. 192 АПК РФ не позволяет отнести его к числу актов, подлежащих судебному нормоконтролю. Принятое по такому спору решение подлежит отмене, а производство по делу - прекращению"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", март-апрель 2004 г., N 0
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании