Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 апреля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/368
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-2/3755
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ОАО "В": Е.М. Мынта, ведущий специалист по доверенности N 66 от 22.01.2003, от ответчика: ИМНС РФ N 12 по Приморскому краю: Ж.В. Серова, начальник юридического отдела по доверенности N 1 от 01.10.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Приморскому краю на решение от 31.10.2002 по делу N А51-5877/01 18-132 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "В" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Приморскому краю, 3 лицо: Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о признании решения недействительным.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2003.
Открытое акционерное общество "В" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему в части доначисления земельного налога, пени и штрафа по земельному налогу и пени по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Решением суда от 29.11.2001 с учетом определения от 16.01.2002 об исправлении опечатки, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2002, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.07.2002 принятые по делу судебные акты в части признания недействительным оспариваемого решения по доначислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 2094983 руб. 22 коп. отменено, дело в этой части передано на новое рассмотрение. В остальной части решение и постановление оставлены без изменения.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю. Решением суда от 31.10.2002 исковые требования удовлетворены частично. Решение налогового органа признано недействительным в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 1745583 руб. 59 коп. как несоответствующее статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", Закону Приморского края от 25.05.1999 N 50-КЗ "О бюджете территориального дорожного фонда Приморского края на 1999 год". В остальной части иска отказано.
Свое решение суд мотивировал тем, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд не установлен, в связи с чем оснований для начисления пени за просрочку уплаты налога у налогового органа не имеется.
В отношении начисления пени в сумме 349399 руб. 63 коп. за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд суд признал правомерными действия налогового органа, сославшись на Порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992, предусмотревшим уплату налога ежемесячно до 15 числа. Уплата истцом налога производилась поквартально, то есть с нарушением установленного срока, следовательно, начисление пени произведено обоснованно.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части удовлетворения исковых требований о признании недействительным решения налогового органа по начислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 1745583 руб. 59 коп., Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Приморскому краю подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда в этой части отменить, в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
По мнению налогового органа, срок уплаты налога установлен Инструкцией Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", которая подлежит применению при рассмотрении данного дела.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы и требование кассационной жалобы.
ОАО "В" просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судебный акт принят в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, ОАО "В" утверждает, что в спорный период уплата налога на пользователей автомобильных дорог производилась путем зачета взаимных требований между Комитетом дорожного хозяйства Администрации Приморского края и акционерным обществом на основании соглашений. Зачет производился по справке налогового органа по квартальным срокам уплаты. Поэтому, полагает истец, начисление пени в связи с уплатой налога поквартально, а не помесячно, неосновательно и по этому основанию.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает, что решение суда в части удовлетворения исковых требований подлежит отмене с передачей дела в этой части на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ОАО "В" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.04.1999 года по 01.10.2000 год. Проверкой, в числе других нарушений, установлено несвоевременное перечисление в бюджет налога на пользователей автомобильных дорог. По результатам проверки составлен акт и принято решение N 103 от 21.06.2001 в соответствии с которым ОАО "В" начислена пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд в сумме 349399 руб. 63 коп. и в территориальный дорожный фонд в сумме 1745583 руб. 59 коп. При этом налоговый орган руководствовался Порядком образования и использования Федерального фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992 и Инструкцией ГНС Российской Федерации N 30 от 15.05.1995 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", которыми установлены помесячные сроки уплаты налога. Истцом налог уплачивался поквартально. Уплата налога поквартально истцом не оспаривается. Однако истец полагает, что пеня не подлежала начислению в связи с отсутствием в законодательных актах срока уплаты налога.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется Федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации 23.01.1992 Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, согласно которому налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается в Федеральный дорожный фонд ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Исходя из данной нормы, суд правомерно признал начисление пени в связи с уплатой налога поквартально, а не помесячно, обоснованным. Оснований для отмены решения суда в этой части не имеется.
Порядок исчисления налогов и поступления их в территориальный дорожный фонд установлен статьей 7 (пункт 2) Закона Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-КЗ от 11.06.1996 (с изменениями от 17.08.1998). В соответствии с названной нормой исчисление налогов и поступление их в территориальный дорожный фонд, а также механизм контроля за своевременностью и правильностью исчисления налогов и сборов в территориальный дорожный фонд производится налоговыми органами на основании Инструкции ГНС Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды". Таким образом, Закон Приморского края в части исчисления и уплаты налога содержит отсылочную норму. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О такой порядок установления срока уплаты налога признан не нарушающим конституционные права налогоплательщиков. В названном определении Конституционный Суд Российской Федерации также разъяснил, что уплата пеней, исходя из анализа статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге. Поскольку с учетом положений Закона Приморского края "О территориальном дорожном фонде Приморского края" N 45-КЗ от 11.06.1996 и Инструкцией ГНС Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" N 30 налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц, датой по истечении которой налоговый платеж считается произведенным с нарушением установленного срока, является 15 число соответствующего месяца.
Довод истца о том, что согласно статьи 7 Закона Приморского края N 45-КЗ от 11.06.1996 "О территориальном дорожном фонде Приморского края" на основании Инструкции ГНС Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" осуществляется только учет налоговых платежей неоснователен. Из содержания статьи 7 названного Закона следует, что в соответствии с Инструкцией ГНС N 30 определяется порядок исчисления и уплаты налога. Следовательно, ежемесячный срок уплаты налога в спорный период законодательно закреплен. Таким образом, суд правильно установив фактические обстоятельства дела, неправильно применил Закон Приморского края N 45-КЗ от 11.06.1996, признав недействительным решение налогового органа по доначислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд по мотиву отсутствия в законе срока уплаты налога. Поэтому решение суда в этой части подлежит отмене. Учитывая, что при рассмотрении спора судом размер начисленной в территориальный дорожный фонд пени не проверялся, дело подлежит передаче на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду следует проверить правильность начисления пени с учетом доводов истца о проведении зачетов и возражений налогового органа о проведении зачетов по уже существующей недоимке с исключением сумм, указанных в соглашениях из расчета пени.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.10.2002 по делу N А51-5877/01 18-132 Арбитражного суда Приморского края в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему от 21.06.2001 N 103 о начислении пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1745583 руб. 59 коп. отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение.
В остальной части решение оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод истца о том, что согласно статьи 7 Закона Приморского края N 45-КЗ от 11.06.1996 "О территориальном дорожном фонде Приморского края" на основании Инструкции ГНС Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" осуществляется только учет налоговых платежей неоснователен. Из содержания статьи 7 названного Закона следует, что в соответствии с Инструкцией ГНС N 30 определяется порядок исчисления и уплаты налога. Следовательно, ежемесячный срок уплаты налога в спорный период законодательно закреплен. Таким образом, суд правильно установив фактические обстоятельства дела, неправильно применил Закон Приморского края N 45-КЗ от 11.06.1996, признав недействительным решение налогового органа по доначислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд по мотиву отсутствия в законе срока уплаты налога. Поэтому решение суда в этой части подлежит отмене. Учитывая, что при рассмотрении спора судом размер начисленной в территориальный дорожный фонд пени не проверялся, дело подлежит передаче на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду следует проверить правильность начисления пени с учетом доводов истца о проведении зачетов и возражений налогового органа о проведении зачетов по уже существующей недоимке с исключением сумм, указанных в соглашениях из расчета пени."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 апреля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/368
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании