Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 марта 2003 г. N Ф03-А49/03-2/365
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "К" на решение от 23.12.2002 по делу N А49-3485/02 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Камчатской области и Корякскому автономному округу к открытому акционерному обществу "К" о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 17.03.2003.
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Камчатской области и Корякскому автономному округу (далее - Управление по налогам и сборам) обратилось с заявлением о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "К" на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 23.12.2002 требования Управления по налогам и сборам удовлетворены и ОАО "К" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда. Судебное решение мотивировано ссылкой на то, что материалами дела подтверждается нарушение акционерным обществом условий действия лицензии, выданной на осуществление производства, хранения и поставок произведенных спиртных напитков (водки), поэтому заявление Управления по налогам и сборам является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе ОАО "К", которое просит его отменить, сославшись на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, поэтому у арбитражного суда отсутствовали основания для привлечения акционерного общества к административной ответственности.
Управление по налогам и сборам в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а судебное решение - без изменения, считая его законным и обоснованным, а также указывая на то, что согласно Перечню должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, утвержденному Министром Российской Федерации по налогам и сборам от 11.12.2002, старшие государственные налоговые инспекторы имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях. Одновременно Управлением по налогам и сборам заявлено о рассмотрении жалобы без участия его представителя.
ОАО "К" участия в судебном заседании не принимало, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого судебного решения.
Из материалов дела установлено, что Управлением по налогам и сборам проведена проверка ОАО "К" по соблюдению действующего законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции, о чем составлен акт проверки от 29.10.2002 и протокол об административном правонарушении N 10 от 29.10.2002.
В ходе проверки установлено, что ОАО "К" имеет лицензию Б 077407 регистрационный номер 354 от 02.07.2002 со сроком действия до 02.07.2005 на производство, хранение и поставки продукции собственного изготовления в соответствии с выделенной квотой на закупки этилового спирта из пищевого сырья.
Проверяющим установлены следующие нарушения: предприятие осуществляло приемку спирта после перевозки морским транспортом без использования мерников, спирт хранился в контейнерах-цистернах на территории, не предназначенной для хранения спирта и не отвечающей требованиям Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденной заместителем Министра пищевой промышленности СССР от 25.09.1985 (далее - Инструкция от 25.09.1985). Кроме этого, предприятие осуществляло производство алкогольной продукции без счетчиков спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции, а также минуя счетчики поштучного учета. В результате данных действий нарушены пункт 10.3 "Производственного технологического регламента на производство водок и ликеро-водочных изделий ПТР 10-12292-99", утвержденного 25.10.1999 руководителем Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания, пункты 7.1.1, 7.1.6 Инструкции от 25.09.1985 и пункт 1 статьи 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ (с последующими изменениями, далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Пункт 1 статьи 26 данного Федерального закона, в частности, предусматривает, что запрещается производство алкогольной продукции, за исключением вина, без счетчиков спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции, и производство вина без средств измерения объема готовой продукции.
Генеральный директор ОАО "К" согласился с нарушениями, выявленными в ходе проверки, о чем имеется запись в протоколе об административном правонарушении (л.д. 5).
Поскольку установленные в ходе проверки нарушения являются нарушениями условий действия лицензии, выданной акционерному обществу на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков, то Управление по налогам и сборам правомерно обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "К" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данная норма права предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Арбитражный суд на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств обоснованно привлек ОАО "К" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и определил меру наказания с учетом вины последнего в допущенных правонарушениях.
Довод заявителя жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, является ошибочным, поскольку противоречит части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, статье 23 Федерального закона N 171-ФЗ, пунктам 1, 6 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 783 (далее - Положение).
Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 1 вышеназванного Положения, Министерство РФ по налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, основными задачами которого, в частности, являются:
- осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- осуществление в установленном порядке лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и контроля за соблюдением условий указанной деятельности (подпункты 4, 15 пункта 6 Положения).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "(подпункты 4, 15 пункта 6 Положения)" следует читать как "(подпункты 4, 5 пункта 6 Положения)"
В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 171-ФЗ на Министерство РФ по налогам и сборам и его структурные подразделения, как на специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, возложена организация государственного контроля за соблюдением настоящего федерального закона.
Из изложенного следует, что должностные лица налоговых органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В спорных правоотношениях протокол составлен старшим госналогинспектором Управления по налогам и сборам, поэтому довод заявителя жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом является ошибочным. Следовательно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ОАО "К" не имеется.
Поскольку в настоящее время федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, то не подлежат оплате государственной пошлиной и кассационные жалобы, поданные на данные судебные решения. Поэтому подлежит возврату ОАО "К" госпошлина в сумме 1250 рублей, уплаченная при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатской области от 23.12.2002 по делу N А49-3485/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "К" госпошлину в сумме 1250 рублей, ошибочно уплаченную при подаче кассационной жалобы. Справку выдать суду первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 вышеназванного Положения, Министерство РФ по налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, основными задачами которого, в частности, являются:
- осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- осуществление в установленном порядке лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и контроля за соблюдением условий указанной деятельности (подпункты 4, 15 пункта 6 Положения).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 171-ФЗ на Министерство РФ по налогам и сборам и его структурные подразделения, как на специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, возложена организация государственного контроля за соблюдением настоящего федерального закона.
Из изложенного следует, что должностные лица налоговых органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 марта 2003 г. N Ф03-А49/03-2/365
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании