Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/84
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" - Рудакова Г.В., юрисконсульт по доверенности N 7/29 от 27.01.2003, от ответчиков: Минфина РФ - Леонтьева Н.Ю., главный специалист юридического отдела по доверенности б/н от 10.01.2003, Администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А., главный специалист отдела по доверенности N 1.33-23 от 04.02.2003, Финансового департамента Администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А., главный специалист по доверенности N 04-02/2988 от 23.12.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на постановление от 05.11.2002 по делу N А73-710/2001-24 (АИ-1/740) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска и ее финансовому департаменту, Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 811591 руб. 46 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 19.03.2003.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" (далее - ОАО "Хабаровскэнерго") обратилось с иском к Администрации г. Хабаровска и ее финансовому департаменту, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании убытков в сумме 811591 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2001 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.11.2001 решение суда первой инстанции отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.07.2002 исковые требования удовлетворены полностью и убытки в виде неполученных доходов от предоставления в 1998 - 1999 годах пожилым гражданам, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми субсидий по оплате электрической энергии взысканы с Министерства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Судебное решение мотивировано ссылкой на то, что поскольку денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан в виде предоставления субсидий по оплате электроэнергии в федеральном бюджете на 1998-1999 годы не предусмотрены и не передавались в бюджет Хабаровского края и г. Хабаровска, то спорная сумма убытков подлежит взысканию с казны Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2002 решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение о взыскании убытков в сумме 811591,46 руб. с Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края, так как субъект Российской Федерации не исполнил надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные к предмету совместного ведения, и не обеспечил муниципальное образование г. Хабаровск финансовыми ресурсами в спорной сумме.
Законность принятого постановления апелляционной инстанции проверяется по жалобе Минфина Хабаровского края, которое просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, так как суд апелляционной инстанции применил нормы материального права, не подлежащие применению для урегулирования спорных правоотношений. Истец понес убытки в 1998 - 1999 годах, апелляционная инстанция сослалась на Бюджетный кодекс РФ, который введен в действие с 01.01.2000, на Постановление Правительства Российской Федерации N 887 от 02.08.1999, Постановление Главы администрации Хабаровского края N 150 от 03.05.2000 и Закон Хабаровского края N 182 от 26.01.2000. Кроме этого, заявитель жалобы указывает на то, что поскольку предоставление субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг установлено Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон РФ N 4218-1), который не определяет источники финансирования указанных компенсаций, то неполученные акционерным обществом "Хабаровскэнерго" доходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Заявитель жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимал.
Истец отзыв на жалобу не представил, но его представитель в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, а постановление апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Минфин РФ в отзыве на жалобу и в судебном заседании доводы жалобы отклоняет и считает постановление апелляционной инстанции не подлежащим отмене, так как предоставление субсидий гражданам по оплате коммунальных платежей относится к мероприятиям социальной защиты граждан, которые в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, Российская Федерация вправе принимать рамочные законы для обеспечения единообразной социальной защиты граждан на всей территории Российской Федерации. Поэтому принятые федеральные нормативные акты во исполнение Закона РФ N 4218-1 предусматривают предоставление указанных субсидий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. С учетом изложенного, апелляционная инстанция правомерно взыскала спорную сумму убытков за счет казны Хабаровского края.
Администрация г. Хабаровска и ее финансовый департамент в отзыве на жалобу и в судебном заседании считают постановление апелляционной инстанции в части отказа во взыскании убытков в сумме 811591,46 руб. за счет средств муниципального образования законным и обоснованным, так как финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий гражданам по оплате коммунальных платежей, на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 54-ФЗ и Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 126-ФЗ не относится к вопросам местного значения и не может производиться за счет средств бюджета г. Хабаровска.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 следует читать как "N 154-ФЗ"
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены постановления апелляционной инстанции.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" в течение 1998 - 1999 годов предоставляло пожилым гражданам, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми субсидии на оплату электроэнергии, в результате чего акционерным обществом недополучены доходы в сумме 811591,46 руб. Размер указанных убытков подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
В связи с тем, что последние не возместили истцу указанные убытки, он обратился за их взысканием в судебном порядке.
Арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования за счет казны Хабаровского края, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субсидии, которые предоставлялись гражданам на основании статьи 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", относятся к мероприятиям социальной защиты населения.
Указанная норма права предусматривает, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 N 707 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, в пункте 1 которого установлено, что указанные компенсации (субсидии) предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, которым признано утратившим силу вышеназванное Постановление Правительства РФ от 18.06.1996 N 707.
Кроме этого, Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах, в пункте 3.1 которой предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований финансируются расходы на обеспечение социальной защиты населения.
Поскольку федеральными нормами права на субъект Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению субсидий гражданам по оплате коммунальных платежей, то арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно взыскал убытки в виде неполученных ОАО "Хабаровскэнерго" доходов в сумме 811591,46 руб. за счет казны Хабаровского края, который не обеспечил финансирование расходов, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Довод заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции применил для урегулирования спорных правоотношений нормы материального права, не подлежащие применению, является обоснованным, однако ошибочная ссылка суда на нормы права 2000 года не привела к принятию неправильного по существу спора решению.
Арбитражный суд также правомерно отказал во взыскании указанных убытков за счет средств бюджета муниципального образования, так как денежные средства на финансирование указанных расходов в спорной сумме муниципальному образованию не передавались. Согласно пункту 2 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.01.2003 N Ф03-А73/03-2/84 было приостановлено исполнение постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2002 до окончания производства в кассационной инстанции, поэтому со дня принятия постановления кассационной инстанцией по жалобе указанное определение утрачивает силу в соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2002 по делу N А73-710/2001-24 (АИ-1/740) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 N 707 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, в пункте 1 которого установлено, что указанные компенсации (субсидии) предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, которым признано утратившим силу вышеназванное Постановление Правительства РФ от 18.06.1996 N 707.
Кроме этого, Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах, в пункте 3.1 которой предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований финансируются расходы на обеспечение социальной защиты населения.
...
Арбитражный суд также правомерно отказал во взыскании указанных убытков за счет средств бюджета муниципального образования, так как денежные средства на финансирование указанных расходов в спорной сумме муниципальному образованию не передавались. Согласно пункту 2 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/84
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании