Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/68
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети - Демченко В.С., юрисконсульт по доверенности от 06.02.2003 N 7/54, от ответчиков: Администрации города Хабаровска и Финансового департамента Администрации города Хабаровска - Трунова Е.А., главный специалист по доверенностям от 04.02.2003 N 1.33-23, от 23.12.2002 N 04-02/2988; от Министерства финансов Хабаровского края и правительства Хабаровского края - Колотыгина З.А., главный специалист юридической службы по доверенностям от 05.09.2002 N 19-12/1314, от 24.05.2002 N 8-28-4093; Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю - Петренко В.А., ведущий специалист юридического отдела УФК по доверенности от 10.01.2003, б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 16.08.2002, постановление от 30.10.2002 по делу N А73-1948/2001-14/43 (АИ-1/952) Арбитражного суда Хабаровского края по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети к Администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации города Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Российской Федерации, Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 3728618,70 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети (далее - Хабаровские тепловые сети) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации города Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 3906995,22 руб., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате за потребленную тепловую энергию ветеранами военной службы и органов внутренних дел за период с 01.10.1998 по 01.01.2001.
Решением от 11.07.2001 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Хабаровского края - финансового департамента Администрации Хабаровского края в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд сделал вывод о том, что в нарушение действующего законодательства в бюджете края за рассматриваемый период не предусматривались средства на погашение этих расходов, однако на возмещение выпадающих расходов за счет средств субъекта Российской Федерации это обстоятельство не влияет.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.10.2001 решение суда отменено ввиду его недостаточной обоснованности, а дело передано на новое рассмотрение.
Вновь принятым решением от 16.08.2002, с учетом уточненных требований, суд взыскал с Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края 3728618 руб. 70 коп., в отношении остальных ответчиков в иске отказано.
До принятия решения судом произведена замена ответчика - Администрации Хабаровского края на Правительство Хабаровского края в связи с реорганизацией органа исполнительной власти.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.10.2002 решение суда оставлено без изменения.
Судебные акты приняты со следующей мотивировкой.
Арбитражный суд, сославшись на Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями)", Федеральный закон от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральные законы о федеральных бюджетах на 1998-2000 годы, пришел к выводу о том, что возмещение энергоснабжающей организации убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате за тепловую энергию ветеранам подлежит за счет субъекта Российской Федерации, в данном случае - за счет казны Хабаровского края.
Не согласившись с принятыми по делу судебными решениями, Министерство финансов Хабаровского края подало кассационную жалобу, в которой указано на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, в связи с чем заявителем предложено отменить решение и постановление в части возложения на него обязанности по возмещению выпадающих доходов Хабаровских тепловых сетей и признать надлежащим ответчиком по делу Министерство финансов Российской Федерации.
Обосновывая правомерность поданной кассационной жалобы, представитель заявителя в судебном заседании аргументировала свои доводы тем, что со стороны федеральных органов государственной власти имело место нарушение порядка разграничения и закрепления расходных полномочий, поскольку на финансирование расходов, имеющих целевой характер, средства из федерального бюджета должны передаваться в форме субсидий. На этом основании заявитель полагает, что выводы суда о возложении на него обязанности по выплате истребуемой суммы противоречит пункту 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах", статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 85, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом судебными инстанциями не учтено, что переданные Хабаровскому краю из федерального бюджета средства в виде трансфертов израсходованы по их целевому назначению (выплату заработной платы), а финансирование мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" осуществлялось за счет средств казны Хабаровского края, в связи с чем взыскание суммы иска должно быть произведено за счет казны Российской Федерации.
В отзывах на жалобу истец и финансовый департамент Администрации города Хабаровска отклоняют ее доводы, просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты как принятые с правильным применением норм материального права. Возражения, изложенные в отзывах, поддержаны представителями сторон в судебном заседании. От остальных ответчиков отзывы не поступили, но представители Администрации города Хабаровска, Министерства финансов Российской Федерации, принимавшие участие в судебном заседании при рассмотрении кассационной жалобы отклонили ее доводы, просили оставить решение и постановление без изменения.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации свою позицию обосновал ссылкой на Федеральный закон "О ветеранах", которым возложена обязанность на субъектов Российской Федерации по оплате расходов по предоставлению коммунальных услуг ветеранам, а поскольку данный закон не содержит каких-либо условий и ограничений, в том числе связанных с размерами финансирования субъектом Российской Федерации мероприятий по предоставлению льгот, то соответствующий субъект в полном объеме обязан обеспечить финансирование таких расходов.
Остальные ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не приняли участия в судебном заседании, отзывы на жалобы не представили.
Проверив законность судебных актов, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Хабаровские тепловые сети в период с 01.10.1998 по 01.01.2001 за счет собственных средств предоставляли ветеранам военной службы, органов внутренних дел, проживающим в городе Хабаровске, услуги по оплате тепловой энергии с учетом скидки в размере 50% на основании Федерального закона "О ветеранах", в результате чего недополученный доход составил 3728618 руб. 70 коп.
Размер указанных убытков подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
В связи с невозмещением ответчиками указанной суммы неполученных доходов Хабаровские тепловые сети обратились за их взысканием в судебном порядке.
Арбитражный суд на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно удовлетворил исковые требования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, исходя из следующего.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, а Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что, если обязательства по социальной защите населения установлены Федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств - есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Статья 10 Федерального закона "О ветеранах" устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам, производится как за счет средств бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом за счет последних производятся расходы, в том числе на оплату коммунальных услуг (подпункт 2 "б" пункта 1 статьи 10 Закона).
Пунктом 2 статьи 10 настоящего Закона определено, что порядок возмещения расходов утверждается, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Судом первой и апелляционной инстанций правомерно, на основании оценки представленных сторонами доказательств, установлено, что денежные средства в 1998-2000 годах на реализацию Федерального закона "О ветеранах" Хабаровскому краю были перечислены в полном объеме, что подтверждается Приложениями N 12, 22, 23 к Федеральным законам "О федеральном бюджете на 1998-2000 годы", актами сверок по межбюджетным отношениям, составленными по состоянию на 01.01.1999, 01.01.2000 и на 01.01.2001 между Управлением федерального казначейства по Хабаровскому краю и финансовым департаментом Администрации Хабаровского края (в настоящее время - Минфин Хабаровского края), из содержания которых следует, что из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации денежные средства в Хабаровский край поступили в полном объеме в соответствии с размерами трансфертов, определенными как федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующие годы, так и законодательством Хабаровского края о бюджете, отчетах об исполнении бюджетов.
Следовательно, арбитражный суд правомерно, на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ взыскал убытки в сумме 3728618 руб. 70 коп., понесенные истцом в 1998-2000 годах, с Минфина Хабаровского края, поскольку субъект Российской Федерации не исполнил надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные законом к предмету совместного ведения.
Ссылка заявителя жалобы о том, что указанные расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, является ошибочной, поскольку противоречит законодательству, регулирующему правоотношения сторон, и материалам дела.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При принятии кассационной жалобы к производству было удовлетворено ходатайство Министерства финансов Хабаровского края и приостановлено исполнение судебных решений до окончания производства в кассационной инстанции, о чем вынесено определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.01.2003, которое подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.08.2002, постановление апелляционной инстанции от 30.10.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1948/2001-14/43 (АИ-1/952) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры о приостановлении исполнения судебного акта, установленные по определению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.01.2003 N 000094 - отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой и апелляционной инстанций правомерно, на основании оценки представленных сторонами доказательств, установлено, что денежные средства в 1998-2000 годах на реализацию Федерального закона "О ветеранах" Хабаровскому краю были перечислены в полном объеме, что подтверждается Приложениями N 12, 22, 23 к Федеральным законам "О федеральном бюджете на 1998-2000 годы", актами сверок по межбюджетным отношениям, составленными по состоянию на 01.01.1999, 01.01.2000 и на 01.01.2001 между Управлением федерального казначейства по Хабаровскому краю и финансовым департаментом Администрации Хабаровского края (в настоящее время - Минфин Хабаровского края), из содержания которых следует, что из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации денежные средства в Хабаровский край поступили в полном объеме в соответствии с размерами трансфертов, определенными как федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующие годы, так и законодательством Хабаровского края о бюджете, отчетах об исполнении бюджетов.
Следовательно, арбитражный суд правомерно, на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ взыскал убытки в сумме 3728618 руб. 70 коп., понесенные истцом в 1998-2000 годах, с Минфина Хабаровского края, поскольку субъект Российской Федерации не исполнил надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные законом к предмету совместного ведения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/68
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании