Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1979
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" юрисконсульт - Коваленко В.В. (доверенность N 7/12 от 05.08.2002), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 29.04.2002, постановление от 23.07.2002 по делу N А73-1863/2001-39/33, А73-1865/2002-10/33 (АИ-1/564) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Администрации Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, департаменту социальной защиты населения, 3-и лица: общество с ограниченной ответственностью "Программа учета", муниципальное образование "Хозрасчетный расчетно-кассовый центр" о взыскании 3174567 руб. 11 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации г. Хабаровска, финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 164916 руб. 16 коп., составляющих недополученные доходы в результате предоставления льготной скидки гражданам, имеющим трудовой стаж 35-40 лет, малообеспеченным, пенсионерам возраста 55-60 лет, проживающим в муниципальном государственном фонде, за период с 01.10.1998 по 01.01.2001 по оплате за горячее водоснабжение и отопление и о взыскании 3009650 руб. 95 коп. выпадающих доходов, возникших по оказанию льгот по оплате за теплоснабжение и горячую воду гражданам малообеспеченным, пенсионерам возраста 55-60 лет, и имеющим трудовой стаж свыше 15 лет, проживающим в муниципальном жилом фонде.
В качестве ответчиков по делу судом привлечены Администрация Хабаровского края, финансовый департамент Администрации Хабаровского края (Министерство финансов Хабаровского края) и департамент социальной защиты населения.
Определением от 24.10.2001 дела N А73-1863/2001-39/33 и N А73-1865/2002-10/33 (АИ-1/564) были соединены в одно производство с общей суммой исковых требований 3174567 руб. 11 коп.
В качестве третьих лиц, "не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца, привлечены определением от 12.03.2002 ООО "Программа учета" и муниципальное учреждение "Хозрасчетный расчетно-кассовый центр".
Решением от 29.04.2002 исковые требования удовлетворены за счет Правительства Хабаровского края.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2002 решение суда оставлено без изменения.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании кассационной жалобы Министерства финансов Хабаровского края, в которой оно просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Хабаровского края, считая, что ответственность по иску должна быть возложена на Думу Хабаровского края, не предусмотревшую в Законах "О бюджете Хабаровского края на 1998-2001 годы" расходы по компенсации затрат по предоставлению льгот малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услуг.
В заседании суда представители Правительства Хабаровского края, Минфина Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска, финдепартамента Администрации г. Хабаровска, и третьих лиц участия не принимали, не смотря на надлежащее извещение.
Представитель истца с кассационной жалобой не согласился и просил судебные акты оставить без изменения.
Финдепартамент Администрации города Хабаровска в представленном отзыве также жалобу не поддержал.
Из материалов дела установлено, что ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" за период с 01.10.1998 - 01.01.2001 предоставило льготу по оплате за теплоснабжение и горячую воду малообеспеченным гражданам города Хабаровска на основании Законов Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми" от 27.02.1998 N 17, от 29.01.1999 N 93 и от 26.01.2000 N 182.
За указанный период была предоставлена льгота гражданам на сумму 3174567 руб. 11 коп. Ввиду того, что она не возмещена Администрацией города Хабаровска, истец обратился с иском в арбитражный суд в порядке статьи 16 Гражданского кодекса РФ.
Статья 72 Конституции РФ предусматривает, что вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Программа социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми включена в перечень краевых программ, утвержденных Законом Хабаровского края "О краевых целевых программах" от 27.06.1996 N 60, где предусмотрено, что финансирование программы осуществляется путем выделения государственному заказчику целевым назначением бюджетных средств, необходимых для ее выполнения, и тех объемов, которые предусмотрены в законе о краевом бюджете.
Законами Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1998-1999 годы" определен государственным заказчиком департамент социальной защиты населения Администрации Хабаровского края и таким же законом на 2000 год - определен заказчик - Администрация Хабаровского края.
Кроме того, статья 13 указанных Законов устанавливает, что взаимоотношения заказчика по порядку и размеру финансирования с исполнителями работ, к которым могут относиться и органы местного самоуправления, устанавливаются договором. Правительство Хабаровского края документов в подтверждение заключения такого договора с Администрацией г. Хабаровска не представило и не доказало, что органам местного самоуправления г. Хабаровска в 1998-2000 годах передавались полномочия и финансовые средства на реализацию краевых целевых программ в порядке, предусмотренном статьями 36, 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий только в пределах средств, выделенных им в качестве компенсаций соответствующими органами государственной власти.
Документов в подтверждение передачи финансовых средств муниципальному образованию г. Хабаровска, департаменту социальной защиты населения Администрации Хабаровского края за период 1998-2000 года Правительство Хабаровского края не представило.
Поэтому суд первой и апелляционной инстанций Арбитражного суда Хабаровского края правомерно возложил ответственность по возмещению истцу затрат, связанных с исполнением законов Хабаровского края по предоставлению льгот малообеспеченным гражданам по оплате за теплоснабжение и горячую воду в 1998-2000 годах.
Довод Минфина Хабаровского края о том, что Законы Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1998-2000 годы" не исполнены по вине Законодательной Думы Хабаровского края, которая не включила в Законы о бюджете на указанные годы расходы на реализацию льгот гражданам, имеющим право на получение их по оплате за коммунальные услуги, не может служить основанием для освобождения его от ответственности, так как согласно ст. 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов лежит на Правительстве РФ, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Также в соответствии со статьями 176, 177 Бюджетного кодекса РФ финансовый орган субъекта РФ должен при составлении бюджета на соответствующий год предусмотреть нормативы затрат на единицу предоставленных государственных и муниципальных услуг, которые оказываются государственными, муниципальными предприятиями и иными юридическим лицами.
Дума Хабаровского края, согласно Конституции РФ, является законодательным органом, которая рассматривает и утверждает внесенный Правительством Хабаровского края проект Закона о бюджете на очередной финансовый год и проекты целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств бюджета субъектов федерации, подготовленные финансовыми органами края, поэтому на нее не может быть возложена ответственность за неисполнение законов Хабаровского края.
Поскольку решение и постановление Арбитражного суда Хабаровского края приняты с соблюдением материальных и процессуальных норм, всем обстоятельствам дана надлежащая оценка, поэтому оснований для отмены их не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 23.07.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делам А73-1863/2001-39/33, А73-1865/2001-10/33 (АИ-1/564) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Минфина Хабаровского края о том, что Законы Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1998-2000 годы" не исполнены по вине Законодательной Думы Хабаровского края, которая не включила в Законы о бюджете на указанные годы расходы на реализацию льгот гражданам, имеющим право на получение их по оплате за коммунальные услуги, не может служить основанием для освобождения его от ответственности, так как согласно ст. 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов лежит на Правительстве РФ, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Также в соответствии со статьями 176, 177 Бюджетного кодекса РФ финансовый орган субъекта РФ должен при составлении бюджета на соответствующий год предусмотреть нормативы затрат на единицу предоставленных государственных и муниципальных услуг, которые оказываются государственными, муниципальными предприятиями и иными юридическим лицами.
Дума Хабаровского края, согласно Конституции РФ, является законодательным органом, которая рассматривает и утверждает внесенный Правительством Хабаровского края проект Закона о бюджете на очередной финансовый год и проекты целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств бюджета субъектов федерации, подготовленные финансовыми органами края, поэтому на нее не может быть возложена ответственность за неисполнение законов Хабаровского края."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1979
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании