Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 декабря 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2545
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ОАО "Хабаровскэнерго" - Медведева О.В., ведущий юрисконсульт по доверенности от 27.11.2002 N 7/111, от ответчика: Финансового департамента Администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А, главный специалист юридического отдела по доверенности от 05.09.2002 N 04-02/1944, Минфина РФ и УФК по Хабаровскому краю - Андреева Н.В., специалист 1 категории по доверенности от 29.07.2002 б/н, Хальчицкий А.С., начальник юридического отдела по доверенности от 16.01.2002 б/н, Министерства финансов Хабаровского края - Тимошенко С.Н., консультант по доверенности от 12.09.2002 N 19-12/1317, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 21.08.2002, постановление от 17.10.2002 по делу N А73-5207/2002-13 (АИ-1/833) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Минфину Хабаровского края, Минфину РФ в лице управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Минфину Российской Федерации о взыскании 843970 руб. 57 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" (далее - ОАО "Хабаровскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации города Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации города Хабаровска, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 843970 руб. 57 коп. убытков в виде выпадающих доходов от предоставления в апреле-мае 2002 года субсидий по оплате электроэнергии гражданам, проживающим в городе Хабаровске и имеющим право на льготу.
Решением суда от 21.08.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2002, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края, поскольку судебная инстанция, установив обстоятельства дела, сделала вывод о том, что законодательством, регулирующим возникшие правоотношения, определено, что осуществление отдельных государственных полномочий возложено на органы местного самоуправления, в связи с чем финансирование бюджетов муниципального образования подлежит за счет Министерства финансов Хабаровского края.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Хабаровского края подало кассационную жалобу, в которой предлагает отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение, полагая, что арбитражным судом сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Доводы жалобы, поддержанные представителем заявителя сводятся к тому, что финансовых средств, предусмотренных в бюджете Хабаровского края, передаваемых из федерального бюджета, недостаточно для реализации льгот, установленных соответствующими законодательными актами. Кроме того, заявитель полагает, что судом не исследован вопрос о правовом статусе жилья, в котором проживают граждане-инвалиды, использовавшие право на льготу по оплате коммунальных услуг, а данное обстоятельство имеет существенное значение для установления полномочий по финансированию расходов истца.
От Финансового департамента Администрации города Хабаровска отзыв не представлен, но его представитель поддержал в судебном заседании позицию заявителя жалобы.
Истец в отзыве на жалобу, поддержанном представителем ОАО "Хабаровскэнерго" при ее рассмотрении, отклоняет доводы заявителя и считает судебные решения законными, не подлежащими отмене.
В отзыве на жалобу и в судебном заседании представители Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю также возражают против отмены обжалуемых судебных решений, считая, что они приняты в соответствии с нормами законодательства по вопросам определения источников финансирования предоставляемых льгот инвалидам.
Проверив законность обжалуемых решения и постановления, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не установил оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, судебными инстанциями установлено, что ОАО "Хабаровскэнерго" в течение апреля-мая 2002 года осуществляло расчеты за электроэнергию для категории граждан, проживающих в городе Хабаровске, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), и с учетом предоставленных им субсидий согласно Федеральному закону от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". Некомпенсированные ответчиками истцу выпадающие доходы в размере предоставленной последним льготы по оплате потребленной электроэнергии составили истребуемую согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации сумму убытков 843970 руб. 57 коп.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании названной суммы с Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края, судебные инстанции установили юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам.
Доводы жалобы лишены правовых оснований и подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы на обеспечение социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местных бюджетов.
Законом Хабаровского края от 27.12.2000 N 281 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2001-2003 годы" определено финансовое обеспечение программы, в том числе расходы, связанные с реализацией прав и льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые производятся за счет средств федерального, краевого бюджетов и средств бюджетов муниципальных образований городов и районов края.
Судебными инстанциями, с учетом установленных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств сделан вывод, не оспоренный заявителем жалобы при рассмотрении спора в арбитражном суде, о том, что, предусмотрев финансирование расходов в целях реализации названного Закона за счет бюджетов муниципальных образований, бюджетом Хабаровского края не обеспечено в рассматриваемом периоде финансирование программы социальной защиты инвалидов муниципального образования - город Хабаровск.
Несостоятельны утверждения заявителя, со ссылкой на статью 55 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", о том, что названной статьей предусмотрено финансирование расходов, связанных с реализацией вышеназванного Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
Буквальное толкование правовой нормы, на которую ссылается заявитель, означает установление размеров субсидий и субвенций, выделяемых из фонда компенсации и направляемых на финансирование текущих расходов, в том числе, по реализации Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, что не противоречит установленному частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации положению о совместном финансировании бюджетами различных уровней расходов обеспечения социальной защиты населения.
Исходя из положений приведенных норм материального права, обоснован вывод арбитражного суда о том, что при отсутствии целевого финансирования в полном объеме из федерального бюджета по рассматриваемой льготе, правомерно возложение бремени по возмещению истцу рассматриваемых расходов на Министерство финансов Хабаровского края в лице казны Хабаровского края.
Таким образом, судебные акты отмене не подлежат.
Остальные доводы жалобы не имеют правового значения и не влияют на исход спора.
В связи с тем, что определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.11.2002 приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Хабаровского края от 21.08.2002 по данному делу до окончания производства в кассационной инстанции, то меры по приостановлению исполнения судебного акта подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.08.2002, постановление апелляционной инстанции от 17.10.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5207/2002-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры о приостановлении исполнения судебного акта по определению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.11.2002 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несостоятельны утверждения заявителя, со ссылкой на статью 55 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", о том, что названной статьей предусмотрено финансирование расходов, связанных с реализацией вышеназванного Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
Буквальное толкование правовой нормы, на которую ссылается заявитель, означает установление размеров субсидий и субвенций, выделяемых из фонда компенсации и направляемых на финансирование текущих расходов, в том числе, по реализации Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, что не противоречит установленному частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации положению о совместном финансировании бюджетами различных уровней расходов обеспечения социальной защиты населения.
Исходя из положений приведенных норм материального права, обоснован вывод арбитражного суда о том, что при отсутствии целевого финансирования в полном объеме из федерального бюджета по рассматриваемой льготе, правомерно возложение бремени по возмещению истцу рассматриваемых расходов на Министерство финансов Хабаровского края в лице казны Хабаровского края."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 декабря 2002 г. N Ф03-А73/02-2/2545
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании