Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 апреля 2003 г. N Ф03-А59/03-1/466
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 24.06.2002, постановление от 09.12.2002 по делу N А59-436/01-С17 Арбитражного суда Сахалинской области по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Морфлот" к Администрации Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Государственному таможенному комитету РФ, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, 3 лица: Администрация г. Холмска и района, финансовое управление г. Холмска и района, Сахалинская таможня о взыскании 86774 рублей 22 копеек.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления отложено до 15 апреля 2003 года.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Морфлот" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Администрации Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области о взыскании 86774 рублей 22 копеек убытков в связи с предоставлением льгот сотрудникам таможенного органа.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: Администрация и финансовое управление г. Холмска и района, Сахалинская таможня.
В качестве соответчиков по ходатайству истца привлечены: Государственный таможенный комитет РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области и финансовое управление Холмского района.
До принятия решения по делу истец на основании ст. 37 АПК РФ уточнил свои требования, увеличив размер убытков до 88883 рублей 12 копеек.
Решением суда от 24.06.2002 иск удовлетворен за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В отношении остальных ответчиков производство по делу прекращено.
Принимая его, суд установил факт незаконных действий (бездействий) федеральных органов в отношении возмещения предприятиям расходов по предоставлению льгот сотрудникам таможни.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.12.2002 решение оставлено без изменения по тем же мотивам.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, считающего их незаконными.
Заявитель полагает, что суд ошибочно возместил выпадающие доходы за счет федерального бюджета, так как в соответствии с бюджетным законодательством ответственность должен нести главный распорядитель - Государственный таможенный комитет РФ.
Также он сослался на неправильность применения гражданского законодательства к спорным правоотношениям, носящим властный характер.
Ответчики доводы жалобы отклонили по мотивам, изложенным в своих отзывах.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу несостоятельной.
Как усматривается из материалов дела, МУП ЖКХ "Морфлот" в течение 1998-2001 годов при осуществлении расчетов за коммунальные услуги с сотрудниками Холмского таможенного поста, проживающими в муниципальном фонде предприятия, учитывало скидку в размере 50%, предоставленную им ст. 434 ГК РФ.
Всего истцом в данный период было произведено расходов на общую сумму 88883 рубля 12 копеек, что подтверждается справками, выписками из лицевых счетов и не оспаривается ответчиками.
Ввиду невозмещения расходов предъявлен настоящий иск.
В соответствии с частью 3 статьи 434 ТК РФ должностным лицам таможенных органов РФ предоставлялась 50% скидка в оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива. Пунктом 6 указанной нормы предусмотрено, что за должностными лицами, прослужившими в таможенных органах РФ не менее 20-ти лет, после увольнения на пенсию сохраняется право на льготную оплату жилых помещений. Финансирование таможенных органов на основании ст. 59 ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах" осуществляется из источников, установленных таможенным законодательством РФ и предусмотренных федеральным бюджетом.
Из писем Министерства финансов РФ от 02.03.1998 N 10-3-2, от 09.04.1999 N 10-06-02, выписок Государственного таможенного комитета РФ из объемов бюджетных ассигнований арбитражным судом установлено, что в рассматриваемый период Правительством РФ нормативно-правовые акты, определяющие источник финансирования соответствующих льгот не принимались и финансовые средства из федерального бюджета ГТК РФ не выделялись.
При таких обстоятельствах, обе судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что убытки МУП ЖКХ "Морфлот" должны возмещаться на основании статей 16, 1069 ГК РФ за счет средств федерального бюджета с возложением обязанности по выплате заявленной истцом суммы на Министерство финансов РФ, поскольку уполномоченные государственные органы не исполняли закрепленные названными нормами ТК РФ и ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ обязательства по финансированию льгот сотрудников таможенных органов.
Доводы жалобы об ответственности в данном случае ГТК РФ - главного распорядителя бюджетных средств несостоятельны. Как указывалось выше, финансирование на эти цели в спорный период не имелось.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.02.1994 N 173, утвердившего Положение о внебюджетном фонде развития таможенной системы РФ, средства этого фонда являются федеральной собственностью и входят в состав федерального бюджета с сохранением их целевого назначения.
Таким образом, оснований для изменения обжалованных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.06.2002 и постановление от 09.12.2002 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-436/01-С17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из писем Министерства финансов РФ от 02.03.1998 N 10-3-2, от 09.04.1999 N 10-06-02, выписок Государственного таможенного комитета РФ из объемов бюджетных ассигнований арбитражным судом установлено, что в рассматриваемый период Правительством РФ нормативно-правовые акты, определяющие источник финансирования соответствующих льгот не принимались и финансовые средства из федерального бюджета ГТК РФ не выделялись.
При таких обстоятельствах, обе судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что убытки МУП ЖКХ "Морфлот" должны возмещаться на основании статей 16, 1069 ГК РФ за счет средств федерального бюджета с возложением обязанности по выплате заявленной истцом суммы на Министерство финансов РФ, поскольку уполномоченные государственные органы не исполняли закрепленные названными нормами ТК РФ и ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ обязательства по финансированию льгот сотрудников таможенных органов.
...
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.02.1994 N 173, утвердившего Положение о внебюджетном фонде развития таможенной системы РФ, средства этого фонда являются федеральной собственностью и входят в состав федерального бюджета с сохранением их целевого назначения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 апреля 2003 г. N Ф03-А59/03-1/466
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании