Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1943
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: специалиста 1 категории - Андреева Н.А. (доверенность N 9 от 14.05.2002), от ответчика: представитель - Киберева О.В. (доверенность N 31/276 от 23.01.2002), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 15.05.2002, постановление от 11.07.2002 по делу N А73-2867/2002-16 (АИ-1/523) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю к государственному учреждению "Управление Краснознаменного Дальневосточного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации" о взыскании 209272,97 рублей.
Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к государственному учреждению "Управление Краснознаменного Дальневосточного регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации" о взыскании 209272,97 рублей штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств, начисленных по акту проверки от 30.06.1999.
Решением арбитражного суда от 15.05.2002, в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на ст. 282 КоАП РСФСР, в связи с пропуском 3-месячного срока давности для обращения к исполнению постановления о наложении административного взыскания. Помимо этого, суд первой инстанции указал, что статьей 289 Бюджетного кодекса РФ, введенного в действие с 01.01.2000, устранена ответственность юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств.
Постановлением от 11.07.2002 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением арбитражного суда, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными. По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд неправомерно применил к нарушению бюджетного законодательства норм КоАП РСФСР, при отсутствии указаний в федеральных законах о федеральном бюджете на то, что такое правонарушение носит административный характер.
Ответчик доводы кассационной жалобы отклонил, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Как установлено материалами дела, в ходе проверки целевого использования средств федерального бюджета в войсковой части 9783 Краснознаменного Дальневосточного регионального управления ФПС РФ за период с 01.01.1998 по 30.04.1999, проведенной УФК по Хабаровскому краю с 12.05.1999 по 30.06.1999, было выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 475429,97 рублей, что зафиксировано в акте от 30.06.1999.
В соответствии со ст. 56 ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и ст. 60 ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" за указанное правонарушение войсковой части 9783 начислены штрафные санкции в сумме 209272,97 рублей. Письмом N 09-11/2958 от 08.07.1999, адресованным командиру войсковой части УФК по Хабаровскому краю предложено перечислить сумму штрафных санкций, а также - сумму нецелевого использования в добровольном порядке в доход федерального бюджета сроком до 17.07.1999.
Письмом от 14.09.2001 в адрес ответчика направлены предложения о перечислении штрафных санкций, в том числе и по войсковой части 9783, в доход федерального бюджета в срок до 21.09.2001.
В связи с тем, что штрафные санкции в сумме 209272,97 рублей уплачены не были, УФК РФ по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании их с ответчика.
Вывод суда первой инстанции о том, что штрафные санкции за нецелевое использование бюджетных средств с момента введения Бюджетного кодекса РФ отсутствуют, признается несостоятельным.
Так, в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств. В соответствии со ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены меры ответственности, в том числе в виде наложения штрафа. Указанная статья предусматривает возможность применения иных мер в соответствии с федеральными законами.
Ответственность юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена ст. 56 ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год", ст. 60 ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год".
Судом, первой инстанции не учтена ст. 2 БК РФ, в соответствии с которой бюджетное законодательство состоит не только из Бюджетного кодекса, но и иных федеральных законов, а также положения статьи 7 ФЗ от 09.09.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", предусматривающей порядок действия законодательных актов Российской Федерации, изданных до вступления в действие кодекса.
Неправомерным является также вывод суда первой и апелляционной инстанций о пропуске истцом срока давности, установленного нормами административного права.
Отсылка к нормам КоАП РСФСР в Бюджетном кодексе РФ предусмотрена лишь в случаях привлечения к ответственности за бюджетные правонарушения физических лиц - руководителей получателей бюджетных средств (ст.ст. 289-292 БК РФ), также руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, кредитных организаций (ст.ст. 293-306 БК РФ). Указания на возможность применения КоАПа РСФСР к правоотношениям по привлечению юридических лиц к ответственности за нарушение норм бюджетного права, бюджетное законодательство не содержит.
На основании изложенного, решение и постановление арбитражного суда подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права, иск УФК РФ по Хабаровскому краю - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.05.2002, постановление от 11.07.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2867/2002-16 (АИ-1/523) отменить.
Взыскать с государственного учреждения "Управление Краснознаменного Дальневосточного регионального управления Федеральной пограничной службы РФ в доход федерального бюджета штраф в сумме 209272,97 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом, первой инстанции не учтена ст. 2 БК РФ, в соответствии с которой бюджетное законодательство состоит не только из Бюджетного кодекса, но и иных федеральных законов, а также положения статьи 7 ФЗ от 09.09.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", предусматривающей порядок действия законодательных актов Российской Федерации, изданных до вступления в действие кодекса.
...
Отсылка к нормам КоАП РСФСР в Бюджетном кодексе РФ предусмотрена лишь в случаях привлечения к ответственности за бюджетные правонарушения физических лиц - руководителей получателей бюджетных средств (ст.ст. 289-292 БК РФ), также руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, кредитных организаций (ст.ст. 293-306 БК РФ). Указания на возможность применения КоАПа РСФСР к правоотношениям по привлечению юридических лиц к ответственности за нарушение норм бюджетного права, бюджетное законодательство не содержит."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 октября 2002 г. N Ф03-А73/02-1/1943
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании