Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 сентября 1997 г. N Ф03-А59/97-2/775
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Цыганенко Л.Н. - специалиста по юридическим вопросам (доверенность N 302 от 09.09.97 г.), от ответчика - Родионовой Е.Н. - юриста (доверенность N 21-12/1375 от 21.04.97 г.), рассмотрел кассационную жалобу Южно-Сахалинской таможни на решение, постановление от 24.04.97 г., 18.06.97 г. по делу N А59-1711/97-С7 арбитражного суда Сахалинской области, по иску Закрытого акционерного общества "Сахалин-АйоКа", г. Южно-Сахалинск, к Южно-Сахалинской таможне о взыскании 49737,27 долларов США.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.09.97 г. по 15.09.97 г.
Акционерное общество закрытого типа "Сахалин-АйоКа" обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с иском к Южно-Сахалинской таможне о взыскании 49737,27 долларов США - излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость, спецналога и пени, начисленных при перемещении через таможенную границу Российской Федерации продовольственных товаров по таможенным декларациям N 12600/04055/000776 и N 12600/04055/000777 от 04.05.95 г.
Решением арбитражного суда от 24.04.97 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.97 г., исковые требования удовлетворены, в связи с тем, что продовольственные товары по спорным декларациям были ввезены на таможенную территорию РФ 26.04.95 г., то есть до вступления в действие Закона РФ от 25.04.95 г. N 63-ФЗ (до 28.04.95 г.), отменяющего льготу по обложению налогом на добавленную стоимость продовольственных товаров (кроме подакцизных), ввозимых на территорию РФ. На этом основании обе судебные инстанции сделали вывод о неправомерности начисления и взимания налогов в отношении товара, ввозимого по указанным декларациям.
В кассационной жалобе Южно-Сахалинская таможня просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об отказе истцу в иске.
При этом заявитель жалобы сослался на то, что суд к возникшим таможенным правоотношениям не применил ст. 5 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Проверив законность решения и постановления, с учетом аргументов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110, 112 Таможенного кодекса РФ применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость".
В статье 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" дан исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию, перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога.
В соответствии с Законом РФ от 25.04.95 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" с 28.04.95 г. внесены и действуют изменения в ст. 5 указанного Закона, согласно которым продовольственные товары (кроме подакцизных) и сырье для их производства облагаются налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. 2 ст. 5 ТК РФ в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
Таможенное законодательство и Федеральный закон N 63-ФЗ от 25.04.95 г. не связывают начисление предприятием суммы НДС и спецналога на соответствующий товар - с моментом пересечения этого товара через таможенную границу.
Поэтому, продовольственные товары, ввозимые на территорию РФ и заявленные к таможенному оформлению после введения в действие Федерального закона от 25.04.95 г. N 63-ФЗ подлежат налогообложению.
Как видно из материалов дела, ввезенные на территорию РФ в адрес АОЗТ "Сахалин-АйоКа" продовольственные товары (яблоки) были заявлены к таможенному оформлению по таможенным декларациям 04.05.95 г., то есть в момент действия Федерального Закона, обязывающего уплату налога на добавленную стоимость и спецналога с этого товара.
Следовательно, действия Южно-Сахалинской таможни по взиманию НДС, спецналога и пени за несвоевременную уплату в отношении товара по декларациям N 12600/04055/000776, N 12600/04055/000777 от 04.05.95 г. являются законными, в связи с чем у суда не было оснований принимать решение о возврате суммы удержанного НДС, спецналога и суммы пени по требованиям истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177, 209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.04.97 г. и постановление апелляционной инстанции от 18.06.97 г. арбитражного суда Сахалинской области - отменить.
В иске АОЗТ "Сахалин-АйоКа" о взыскании с Южно-Сахалинской таможни 49737,27 долларов США отказать.
Взыскать с АОЗТ "Сахалин-АйоКа" в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях 14556014 рублей.
Арбитражному суду Сахалинской области рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения в части взыскания долга 49737,27 долларов США и возврата из бюджета госпошлины в сумме 7278007 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 сентября 1997 г. N Ф03-А59/97-2/775
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании