Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 декабря 1997 г. N Ф03-А51/97-2/1316
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Хасанскому району на постановление от 23.10.97 по делу N А51-6451/97 18-352 Арбитражного суда Приморского края, по иску Государственной налоговой инспекции по Хасанскому району к Совместному предприятию Акционерному обществу закрытого типа "ЦП" о ликвидации предприятия.
Госналогинспекция по Хасанскому району п. Славянка обратилась к Совместному предприятию АОЗТ "ЦП" с иском о ликвидации предприятия вследствии несоответствия учредительных документов действующему законодательству.
Решением арбитражного суда Приморского края от 04.09.97 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.10.97 г. решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Оба судебных акта мотивированы тем, что несоответствие учредительных документов действующему законодательству не является безусловным основанием для ликвидации акционерного общества,
В кассационной жалобе истец просит отменить принятые по данному делу судебные акты в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права, в частности ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, неприменении Закона РФ "Об акционерных обществах", Федерального закона "О введении в действие части 1 Гражданского кодекса РФ".
Обе стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции не явились.
Как следует из материалов дела, 17.09.93 г. Постановлением Администрации Приморского края N 296 зарегистрировано СП АОЗТ "ЦП".
Госналогинспекция по Хасанскому району провела документальную комплексную проверку соблюдения налогового законодательства акционерным обществом за период с 4 квартала 1993 года по сентябрь 1996 года включительно, а также проверку по вопросу формирования уставного капитала.
По результатам проверки составлены акты от 15.11.96 г. и 21.08.95 г.
По результатам проверки приняты решения N 171 от 15.11.96 г. и 375/3319 от 12.09.95 г., в которых СП АОЗТ "ЦП" предложено в срок до 01.07.97 г. привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством, то есть, уставный капитал следует привести в соответствие с учредительными документами.
Как следует из содержания учредительных документов, учредителями совместного предприятия являются АОЗТ ПКАК "Хасанский морской порт" и Компания по экспорту и импорту продукции местного производства г. Гань-Чунь.
Уставный капитал предусмотрен учредительными документами в сумме 22550,0 тыс. рублей, фактически внесена сумма - 11280,0 тыс. рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 99 Гражданского кодекса Российской Федерации уставный капитал акционерного общества не может быть менее размера, установленного Законом "Об акционерных обществах".
Закон РФ "Об акционерных обществах" от 26.12.95 г. введен в действие с 01.01.96 г.
Согласно п. 3 ст. 94 данного Закона учредительные документы акционерных обществ, созданных до введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона, учредительные документы обществ, не приведенных в соответствие с данным Законом в установленный срок, считаются недействительными.
Статьей 26 ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что минимальный уставный капитал акционерного общества закрытого типа должен составлять не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату государственной регистрации общества.
Согласно Закона РФ "Об индексации минимального размера оплаты труда" (N 5432-1 от 14.04.93 г.) с 01.07.93 г. по 01.12.93 г. минимальная месячная оплата труда составляла - 7740 рублей.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Закона РФ "Об индексации минимального размера оплаты труда" N 5432-1 следует читать как "14.07.1993"
Налоговой инспекцией не представлено каких-либо доказательств того, что акционерным обществом нарушено требование ст. 26 ФЗ "Об акционерных обществах".
Ссылка налоговой инспекции на ст. 94 п. 3 данного Федерального закона также является необоснованной.
Данной статьей установлено, что учредительные документы, не приведенные в соответствие с Федеральным законом, а установленный срок, являются недействительными. Условия и порядок ликвидации акционерного общества установлены ст. 21 Федерального закона "Об акционерных обществах", статья фактически основана на общих правилах о ликвидации юридических лиц, установленных в статьях 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 61 ГК РФ (п. 2) установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эта нарушения носят неустранимый характер; в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно ст. 35 (п. 3) ФЗ "Об акционерных обществах", стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ.
Чистые активы как стоимостное выражение реального имущества, имущественных прав, финансовых активов и денежных фондов являются величиной, отражающей не только средства, внесенные акционерами при учреждении общества, но и отражающей результаты текущей финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.
Указывая на нарушение акционерным обществом ст. 99 ГК РФ, налоговой инспекцией не представлено каких-либо доказательств того, что чистые активы общества оказались меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, что являлось бы основанием для ликвидации общества в соответствии с п. 4 данной статьи; истцом также не предоставлено каких-либо доказательств тому, что нарушение порядка формирования уставного капитала носит неустранимый характер.
Являются необоснованными и требования истца о ликвидации акционерного общества на основании ст. 65 ГК РФ, так как данной статьей определены основные правила о банкротстве юридических лиц, требования о признании АОЗТ "ЦП" банкротом налоговой инспекцией не заявлялись.
Не могут быть приняты во внимание и требования налоговой инспекции о ликвидации юридического лица в связи с нарушением ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Данной статьей установлены обязанности налогоплательщика, к которым формирование уставного капитала не относится.
Как следует из актов проверок СП АОЗТ "ЦП" 15.11.96 г. и 21.08.95 г. бухгалтерский учет в акционерном обществе находится в удовлетворительном состоянии, отчеты и расчеты по налогам в налоговую инспекцию представляются.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд Приморского края правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о ликвидации данного юридического лица, в связи с чем основания для отмены принятых по данному делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение арбитражного суда Приморского края от 04.09.97 г., постановление апелляционной инстанции от 23.10.97 г. по делу N А51-6451/97 18-382 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 1997 г. N Ф03-А51/97-2/1316
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании