Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 июля 1997 г. N Ф03-А37/97-2/619
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Магаданской области на постановление от 25.04.97 г. по делу N А37-74/97-3 арбитражного суда Магаданской области, по иску Сбербанка России в лице Магаданского отделения N г. Магадан к Государственной налоговой инспекции по Магаданской области г. Магадан о признании недействительным решения N АГ-07-13/130 от 16.01.97 г.
Сбербанк России в лице Магаданского отделения N обратился в арбитражный суд Магаданской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Магаданской области о признании недействительным решения N АГ-07-13/130 от 16.01.97 г.
Решением арбитражного суда от 25.02.97 г. исковые требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что принятое налоговой инспекцией решение не соответствует действующему законодательству, требованиям ст. 855 Гражданского кодекса РФ, а, следовательно, является незаконным.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГНИ по Магаданской области просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
Истцом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив законность принятых судебных актов, правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к их отмене не установил.
Суд полно и всесторонне исследовал материалы дела. Доводы, изложенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении дела, получили правильную и объективную оценку. Доказательств, опровергающих выводы арбитражного суда, заявитель не представил.
Как установлено материалами дела, ГНИ по Магаданской области провела документальную проверку в Магаданском отделении N Сбербанка России по вопросу своевременности исполнения банком платежных поручений на перечисление налогов в бюджет со счета недоимщика АООТ "Североэнергоремонт", в результате которой были установлены факты неисполнения платежных документов на перечисление налогов в бюджет с расчетного счета указанного предприятия.
По результатам проверки принято решение N АГ-07-13/130 от 16.01.97 г. о применении к истцу финансовых санкций, установленных статьей 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
Согласно данному решению, с истца подлежала взысканию пеня за задержку исполнения поручений налогоплательщика на перечисление платежей в бюджет в сумме 45794235 рублей.
Однако, поскольку между истцом и АООТ "Североэнергоремонт" был заключен договор на расчетно-кассовое обслуживание, то у сторон возникли гражданско-правовые отношения, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Банк операции по списанию денежных средств со счета клиента осуществлял в соответствии с требованиями ст. 854 ГК РФ.
Очередность списания со счета регулируется ст. 855 ГК РФ, в соответствии с которой, при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списания денежных средств в третью очередь производится по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда.
Списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, производится в четвертую очередь.
Таким образом, банк, списав денежные средства со счета клиента для расчета по заработной плате, не допустил нарушения действующего законодательства.
Довод заявителя жалобы о том, что платежные поручения на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды должны исполняться в первоочередном порядке, судом обоснованно признан несостоятельным и во внимание не принят.
Из смысла статьи 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" следует, что предусмотренная ответственность банков наступает при наличии на счетах клиентов денежных средств, достаточных для исполнения всех поручений клиентов. В случаях же отсутствия или недостаточности средств очередность списания определяется в соответствии с требованиями ст. 855 ГК РФ. Более того, в примечании к ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы", принятом постановлением Государственной Думы РФ от 11.10.96 г. N 682-11 ГД установлено, что в случае противоречия норм налогового, финансового законодательства ст. 855 ГК РФ, устанавливающей очередность списания денежных средств со счета, применяется статья 855 Гражданского кодекса РФ.
Довод о том, что суд не принял во внимание тот факт, что налоговой инспекцией исковые требования в части уменьшения размера пени на 15264744 рублей признаны, кассационной инстанцией рассмотрен. Однако, учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, этот факт не мог повлиять на решение суда в целом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.02.97 г., постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Магаданской области от 25.04.97 г. по делу N А37-74/97-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 июля 1997 г. N Ф03-А37/97-2/619
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании