Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 августа 1997 г. N Ф03-А59/97-2/751
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу государственной Налоговой инспекции по г. Южно-Сахалинску на решение от 18.04.97 г., постановление от 17.06.97 г. по делу N А59-972/97-С14 арбитражного суда Сахалинской области, по иску Государственной налоговой инспекции по г. Южно-Сахалинску к предпринимателю без образования юридического лица М.Г. о взыскании 26565000 рублей - штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
Государственная налоговая инспекция по г. Южно-Сахалинску обратилась в арбитражный суд Сахалинской области с иском о взыскании с предпринимателя М.Г. 26565000 рублей - штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
Решением суда от 18.04.97 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.06.97 г. решение по делу оставлено без изменения.
Отказывая в иске, суды обеих инстанций исходили из того, что Госналоговой инспекцией не представлено достаточно доказательств осуществления торговли предпринимателем М.Г. в контейнере без применения контрольно-кассовой машины. На этом основании суд освободил ответчика от ответственности за неприменение ККМ, предусмотренной Законом РФ от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
В кассационной жалобе ГНИ по г. Южно-Сахалинску просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении иска.
При этом заявитель жалобы указал на то, что суд принял решение и постановление без надлежащей оценки доказательств.
Проверив законность решения и постановления апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что они подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права и находит возможным принять новое решение об удовлетворении исковый требований.
Так, из материалов дела следует, что государственная налоговая инспекция по г. Южно-Сахалинску совместно с ОЭП УВД по г. Южно-Сахалинску 19.11.996 г. провела проверку соблюдения Закона РФ от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предпринимателем М.Г.
Согласно акта контрольной закупки товара от 19.11.96 г. предприниматель М.Г. продала средство для обуви стоимостью 23000 рублей за наличный расчет без применения контрольно-кассовой машины.
Акт закупки предприниматель М.Г. подписать отказалась.
По результатам проверки составлен акт от 19.11.96 г., из которого следует, что в ходе проверки установлено нарушение Закона N 5215-1 от 18.06.93 г., выраженное в том, что предприниматель М.Г. денежные расчеты с населением при реализации товара из контейнера осуществляла без применения контрольно-кассовой машины.
Указанный акт М.Г. подписать также отказалась.
Вместе с тем, данный документ содержит сведения о том, что гражданка М.Г. расписалась в получении 1 экземпляра акта.
Таким образом, обстоятельства проверки свидетельствуют о том, что нарушение Закона выявлено в присутствии ответчика, которая вправе была представить свои возражения против фактов установленных проверяющими.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства тому, что торговля ответчиком осуществлялась не в контейнере, а иным способом.
Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 30.07.93 г. N 745 утвержден Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Поскольку в указанном Перечне, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, возможность торговли из контейнера без применения контрольно-кассовой машины не предусмотрена, требование истца о привлечении гражданина-предпринимателя М.Г. к ответственности за указанное нарушение является обоснованным, и у суда не был оснований для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.04.97 г. и постановление апелляционной инстанции от 17.06.97 г. арбитражного суда Сахалинской области отменить.
Взыскать с гражданина-предпринимателя М.Г. штраф в размере 26565000 рублей с соответствующим распределением.
Взыскать с гражданина-предпринимателя М.Г. в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанциях в сумме 2325200 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 1997 г. N Ф03-А59/97-2/751
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании