Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 октября 1997 г. N Ф03-А51/97-2/901
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Полянского И.А. - адвоката (доверенность б/н от 07.10.97 г.), Беляева В.П. - директора, от ответчика - Елькиной С.П. - старшего Инспектора отдела по борьбе с нарушениями налоговой дисциплины (доверенность N 10-14/11-р от 07.10.97 г.), Фоминых О.Б. - главного юрисконсульта (доверенность N 10-14/10 от 03.04.97 г.), рассмотрел кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Владивостоку на решение 08.04.97 г., постановление от 06.06.97 г. по делу N 1551/97 18-78 арбитражного суда Приморского края, по иску Товарищества с ограниченной ответственностью "А" к Государственной налоговой инспекции по г. Владивостоку о признании решения N 06-Ю/161 от 13.01.97 г. недействительным.
ТОО "А" обратилось в арбитражный суд с иском к Государственной налоговой инспекции по г. Владивостоку о признании решения N 06-Ю/161 от 13.01.97 г. недействительным.
Решением арбитражного суда от 08.04.97 г. исковые требования удовлетворены, решение признано недействительным в полном объеме.
Суд мотивировал принятое решение тем, что к ответчику финансовые санкции, предусмотренные ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы", применены правомерно, поскольку объектом налогообложения по Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" является валовая прибыль предприятия (прибыль от реализации продукции, товаров (услуг), уменьшенная (увеличенная) на сумму расходов по данной хозяйственной операции).
Налоговой же инспекцией проверялась только правильность отражения в бухгалтерском учете реализации работ, услуг, а вопросы отражения затратной части не проверялись. Поэтому и выводы, сделанные налоговой инспекцией о нарушении предприятием налогового законодательства, не могут являться достоверными.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.06.97 г. решение суда оставлено без изменения по тем же основаниям.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Госналоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение, так как суд при их принятии нарушил нормы и материального, и процессуального права.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы просит восстановить срок на подачу кассационной жалобы, считая причину его пропуска уважительной.
В обоснование жалобы Госналоговая инспекция указала, что при проверке правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации работ и услуг ТОО "А" в 1995 году и 1 полугодии 1996 года было установлено, что в 1995 году в доход предприятия не включена выручка, полученная от реализации работы по созданию рабочего проекта реконструкции лечебного корпуса профилактория" Союз" в сумме 15080,0 тыс. рублей, а в 1996 году - 8500,0 тыс. рублей, полученные за выполненную работу по созданию технико-экономического расчета реконструкции спального корпуса N 4 санатория "Жемчужина".
Поскольку при определении себестоимости проектно-изыскательных работ, расходы на их производство включаются в тот отчетный период, к которому они относятся, независимо от времени их возникновения в силу прямого указания об этом в законе, то Госналоговая инспекция сочла возможным принять сумму расходов, указанную в бухгалтерских документах и не проверяла правильность их отнесения на себестоимость по спорным хозяйственным договорам.
Кроме того, решением суда признано недействительным решение ГНИ в полном объеме, и том числе и в части применения финансовых санкций за неправильное исчисление налога, на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Мотивы, по которым признано решение недействительным в этой части, в судебных актах не указаны. Эта часть исковых требований вообще не нашла отражение в решении суда.
Рассмотрев ходатайство заявителя жалобы о пропуске срока, судебная коллегия находит возможным его восстановить, признав причину пропуска срока уважительной.
Проверив законность принятых судебных актов, правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа полагает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции следует отменить, считая их незаконными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права.
Материалами дела установлено, что Государственной налоговой инспекцией по г. Владивостоку 15.08.96 г. проведена тематическая документальная проверка ТОО "А" по вопросу правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации работ и услуг в 1995 году и 1 полугодии 1996 года.
В ходе проверки был установлено, что в 1995 году в доход предприятия не включена выручка, полученная от реализации работ по созданию рабочего проекта реконструкции лечебного корпуса профилактория "Союз" в сумме 15080,0 тыс. рублей и во 2 квартале 1995 года - в сумме 8500,0 тыс. рублей, полученная за выполненную работу по созданию техническо-экономического расчета реконструкции спального корпуса санатория "Жемчужина".
На период проверки приказ по учетной политике отражения отдельных хозяйственных операций на предприятии отсутствовал. Но фактически учет выручки от реализации работ велся по методу "отгрузки", то есть по выполненным работам, по актам сдачи-приемки продукции и накладным на техническую документацию.
Акты сдачи-приемки судом не исследовались, довод истца о том, что работы по санаторию "Жемчужина" на момент проверки налоговой инспекции приняты не были судом не опровергнут.
Суд, не исследовав конкретные нарушения предприятием налогового законодательства, сделал вывод о недействительности решения ГНИ исключительно потому, что расходная часть финансового результата в проверяемый период Госналоговой инспекцией не проверялась.
Такой вывод суда необоснован.
Довод ответчика о том, что в данном случае на занижение дохода (прибыли) повлияло неправильное отражение выручки от реализации работ, а не завышение затрат на производство продукции не исследовался и также не опровергнут.
С затратами, отраженными в бухгалтерской отчетности, налоговая инспекция согласилась. Их размер и отражение в соответствущих периодах не оспаривает и истец.
При таких обстоятельствах, суд должен был рассмотреть конкретные налоговые нарушения, допущенные, по мнению ГНИ, ТОО "А", проанализировать все вопросы и обстоятельства, относящееся к предмету иска и принять обоснованное решение.
В соответствии с требованиями ст. 127 АПК РФ, арбитражный суд в мотивировочной части обязан указать закон, на который ссылается при принятии решения, а также доводы, по котором не применяет законы и иные нормативно-правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В решении и постановлении апелляционной инстанции отсутствуют мотивы, по которым не принята доводы ответчика, ссылка же на ст. 13 Закона РФ "О налоге на прибыль" не имеет отношения к рассматриваемому спору. Кроме того, поскольку истцом заявлен иск о признании недействительным решения ГНИ в полном объеме, суд обязан рассмотреть, оценить и сделать вывод по каждому из пунктов решения.
Вопрос о взыскании налога на пользователей автомобильных дорог и соответствующих финансовых санкций, а также налога на содержание жилищного Фонда и объектов социально-культурной сферы с соответствующими финансовыми санкциями судом не исследовался вообще и не нашел отражения в судебных актах.
Вместе с тем, в соответствии с п. 16 Инструкции N 30 от 15.05.95 г. "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), т.е. затраты и не могли влиять на налогооблагаемую базу данного вида налога.
Аналогично и по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, где объектом налогообложения является также объем реализованной продукции (работ, услуг).
При таких обстоятельствах, вывод суда о признании решения Госналоговой инспекции недействительным, Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа признается несостоятельным, решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда Приморского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение суда от 08.04.97 г., постановление апелляционной инстанции от 06.06.97 г. арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1551/97 18-78 отменить и дело направить на новое рассмотрение в 1 инстанцию арбитражного суда Приморского края.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 октября 1997 г. N Ф03-А51/97-2/901
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании