Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 февраля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/199
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока на решение от 25.10.2002, постановление от 05.12.2002 по делу N А51-9159/0218-208 Арбитражного суда Приморского края, по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока к Войсковой части N о взыскании штрафных санкций.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 26.02.2003.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с войсковой части N штрафных санкций по плате за загрязнение окружающей природной среды в сумме 38396,25 рублей.
Решением от 25.10.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2002, в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву отсутствия в действиях ответчика составов правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд обеих инстанций указал, что отсутствуют законно установленная обязанность по уплате платежей за загрязнение окружающей природной среды, а также установленный законодательством о налогах и сборах срок предоставления расчета по данным платежам, в связи с чем не установил оснований для удовлетворения требований истца.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанций, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты как принятые с неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. При этом заявитель указал, что решение инспекции по налогам и сборам о привлечении ответчика к налоговой ответственности принято до вступления в силу Решения Верховного Суда Российской Федерации N ГПКИ 2002-178, которым признано незаконным (недействительным) Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Поэтому налоговая инспекция, руководствуясь действующим на тот момент законодательством, провела налоговую проверку и приняла решение N 20 от 16.05.2002.
Стороны, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
В отзыве на кассационную жалобу войсковая часть N против доводов жалобы возражает, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока проведена налоговая проверка войсковой части N по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам за период с 01.01.1999 по 28.02.2002. По результатам проверки составлен акт N 20 от 27.04.2002, в котором зафиксирован факт нарушения законодательства о налогах и сборах по вопросам платы за загрязнение окружающей природной среды. На основании акта выездной проверки налоговым органом принято решение N 20 от 16.05.2002, которым войсковая часть привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа на неуплату налога в размере 2234,52 рублей, по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ - штраф за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в размере 26161,73 рублей. Кроме того, ответчику предложено уплатить недоимку по вышеуказанному налогу за 1999, 2000 и 2001 годы и пени за несвоевременную уплату налога.
Неуплата ответчиком штрафных санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения инспекции по налогам и сборам с иском в суд.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую внесению в бюджет, составляют расчеты по налогу по установленной законом форме и представляют их в налоговые органы по месту учета в установленном порядке.
В силу подпункта "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, отнесены к федеральным налогам.
Согласно Закону РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями и дополнениями) платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
Пунктом 4 статьи 20 данного Закона определено, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Определение порядка исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов в силу пункта 5 статьи 20 Закона возложено на Правительство Российской Федерации.
Постановлением от 28.08.1992 N 632 Правительство Российской Федерации утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Во исполнение пункта 5 этого Постановления Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Госналогслужбой Российской Федерации 03.03.1993 утвержден Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 27.05.1993 N 262). Как следует из данного Порядка, плательщиками 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия являются предприятия, учреждения, организации, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. Пунктом 4 указанного Порядка установлен налоговый период - квартал - и предусмотрена обязанность природопользователей не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять расчеты 10-процентных отчислений за фактическое загрязнение окружающей природной среды, направленных в федеральный бюджет Российской Федерации налоговому органу по месту нахождения по форме, согласно Приложению N 2.
Факты нарушений законодательства по плате за загрязнение окружающей природной среды подтверждены сведениями, изложенными в акте выездной налоговой проверки, и не оспариваются ответчиком.
Отказывая во взыскании штрафных санкций, арбитражный суд сослался на Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178, которым признано незаконным (недействительным) Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Определением кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2002 N КАС 02-232 Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 оставлено без изменения.
Между тем, в соответствии со статьей 239.8 ГПК РСФСР с момента вступления в законную силу решения суда о признании акта либо отдельной его части незаконным этот акт или его отдельная часть считаются недействующими. В силу статьи 312 ГПК РСФСР определение суд кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его вынесения, то есть с 04.06.2002. Правоотношения по данному спору возникли до вступления в законную силу Определения кассационной инстанции Верховного Суда РФ.
Кроме того, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О установлено, что Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение, поскольку правильность произведенного налоговым органом расчета и размера взыскиваемой суммы штрафа не проверялись.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.10.2002, постановление апелляционной инстанции от 05.12.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9159/0218-208 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая во взыскании штрафных санкций, арбитражный суд сослался на Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178, которым признано незаконным (недействительным) Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Определением кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2002 N КАС 02-232 Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 оставлено без изменения.
Между тем, в соответствии со статьей 239.8 ГПК РСФСР с момента вступления в законную силу решения суда о признании акта либо отдельной его части незаконным этот акт или его отдельная часть считаются недействующими. В силу статьи 312 ГПК РСФСР определение суд кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его вынесения, то есть с 04.06.2002. Правоотношения по данному спору возникли до вступления в законную силу Определения кассационной инстанции Верховного Суда РФ.
Кроме того, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О установлено, что Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 февраля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/199
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании