Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 июня 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1212
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Кузнецова А.В. - представитель по доверенности N 7/95 от 19.03.2003 г., от ответчика: Министерство финансов Хабаровского края: Колотыгина З.А. - представитель по доверенности N 19-12 Н 314 от 05.09.2002, Министерство финансов РФ: Федоров А.В. - представитель по доверенности б/н от 10.01.2003 г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на постановление от 03.03.2003 г. по делу N А73-7155/2002-10 (АИ-1/1109) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации Хабаровского района, Финансовому управлению администрации Хабаровского района, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, Министерству финансов РФ, Министерству обороны РФ о взыскании 144438 руб. 37 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к администрации Хабаровского района, финансовому управлению администрации Хабаровского района, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству обороны РФ о взыскании убытков в сумме 144438 руб. 37 коп.
Решением от 14.10.2002 в удовлетворении исковых требований истцу отказано по мотиву того, что ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" обратилось о взыскании компенсации по выпадающим доходам за 2002 год преждевременно, так как общество должно было обратиться с указанными требованиями по истечении финансового года, то есть после 31.12.2003.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2003 решение отменено, исковые требования удовлетворены в сумме 112065 руб. 21 коп., составляющих расходы по льготам, предоставленным военнослужащим по оплате за электроэнергию в июне 2002 года, с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В сумме 32373 руб. 16 коп. производство по делу прекращено ввиду отказа истца от ее взыскании, так как данная сумма Администрацией Хабаровского района перечислена платежным поручение от 20.01.2002 N 198.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ, в которой заявитель просит отменить его, мотивируя тем, что суд не дал надлежащую оценку представленным документам и без учета того, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрен размер субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленным определенной категории граждан.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края с жалобой не согласился и просил постановление оставить без изменения.
Представитель ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" с жалобой согласился.
Из материалов дела установлено, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в июне 2002 года за счет из собственных средств предоставило льготу по оплате потребленной электрической энергии гражданам, имеющим право в соответствии с Законом РФ "О статусе военнослужащих в РФ".
В связи с невозмещением указанных расходов истец обратился с иском в суд.
Статья 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих в РФ" устанавливает, что военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от жилищного фонда.
Законом установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по федеральному жилищному фонду оплачиваются за счет средств федерального бюджета, выделяемых органами исполнительной власти, которым по данному спору является Министерств обороны РФ.
Министерство финансов РФ не представило доказательств о выделении денежных средств на компенсацию льгот военнослужащим и членам их семей в 2002 году Министерству обороны РФ.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение бюджету Хабаровского края из фонда компенсации на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг военнослужащим, сотрудникам милиции, налоговой полиции, таможенных органов 72024 тыс. руб., которые полностью перечислены.
Судом апелляционной инстанции на основе анализа представленных материалов установлено, что выделенных средств из фонда компенсации бюджету Хабаровского края было недостаточно для возмещения льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставляемых военнослужащим и членам их семей, проживающим в федеральном жилом фонде, поэтому сумму ущерба 112065 руб. 21 коп. суд на основании статьи 16 ГК РФ правильно взыскал с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Кроме того, как правомерно отмечено в постановлении апелляционной инстанции, Конституцией РФ вопросы обороны находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Предоставление льгот федеральным служащим, гарантированных расходов на их содержание, должно производиться из федерального бюджета.
Постановление апелляционной инстанции соответствует и Постановлению Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах", согласно которому исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти.
Доводы кассационной жалобы о том, что денежные средства фонда компенсации, передаваемые бюджету Хабаровского края, предназначались для компенсации льгот военнослужащим, проживающим только в федеральном жилищном фонде, не соответствуют действующему законодательству.
Правительство РФ на основании статьи 10 и статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих в РФ" постановлением "Об утверждении правил предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средства фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи" от 20.04.2002 N 258 утвердило порядок компенсации субъектам РФ расходов, связанным с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, по иному жилищному фонду.
В 2001 году создан фонд компенсации в соответствии с "Программой развития федерализма в РФ на период до 2005 года", утвержденной постановлением Правительств РФ от 15.08.2001 N 584. Данный фонд должен использоваться для предоставления субъектам РФ целевой финансовой помощи на реализацию федеральных законов, в том числе на социальные выплаты или льготы отдельным категориям граждан.
Согласно пункту 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые средства целевой финансовой помощи субъектам РФ, передаваемые из фонда компенсации учитываются в бюджете субъекта как доход в форме безвозмездных перечислений и предназначены для осуществления определенных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения субъектов РФ. Следовательно, финансовые средства, поступающие из федерального фонда компенсации в 2002 году, являлись средствами бюджета Хабаровского края, и субъект правомерно направил их на исполнение обязательств региональных и местных бюджетов по социальным выплатам и льготам, определенным ФЗ "О статусе военнослужащих в РФ".
Обоснованно не согласилась апелляционная инстанция с решением суда первой инстанции о том, что с требованием о возмещении компенсаций по предоставленной льготе военнослужащим по оплате за электроэнергию в июне 2002 года истец обратился преждевременно, так как на момент заявления иска ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" исполнило обязательство по предоставлению услуг, поэтому общество в связи с возникновением убытков вправе было обратиться к ответчикам о возмещении последних. Нормами гражданского и бюджетного законодательства не предусматривается, что иски на взыскание данных убытков могут быть заявлены по истечению финансового года.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции принято с соблюдением процессуальных и материальных норм, обстоятельства изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка, поэтому оснований к отмене судебного акта и удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 03.03.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7155/2002-10 (АИ-1/1109) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правительство РФ на основании статьи 10 и статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих в РФ" постановлением "Об утверждении правил предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средства фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи" от 20.04.2002 N 258 утвердило порядок компенсации субъектам РФ расходов, связанным с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, по иному жилищному фонду.
...
Согласно пункту 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые средства целевой финансовой помощи субъектам РФ, передаваемые из фонда компенсации учитываются в бюджете субъекта как доход в форме безвозмездных перечислений и предназначены для осуществления определенных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения субъектов РФ. Следовательно, финансовые средства, поступающие из федерального фонда компенсации в 2002 году, являлись средствами бюджета Хабаровского края, и субъект правомерно направил их на исполнение обязательств региональных и местных бюджетов по социальным выплатам и льготам, определенным ФЗ "О статусе военнослужащих в РФ"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июня 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1212
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании