Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июня 2003 г. N Ф03-А49/03-2/1318
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от ответчика: ФГУ "Камчатская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации" - Рудаков А.Д., юрисконсульт по доверенности N 124 от 10.06.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Камчатской области на решение от 19.03.2003 по делу N А49-492/01 Арбитражного суда Камчатской области по иску Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Камчатской области к федеральному государственному учреждению "Камчатская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации", 3-е лицо: Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Камчатской области о взыскании штрафа в сумме 41260 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 20.06.2003.
Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Камчатской области (далее - Казначейство) обратилось с иском о взыскании с Федерального государственного учреждения "Камчатская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации" (далее - региональная поисково-спасательная база гражданской авиации) штрафа в сумме 41260 руб. за нецелевое использование средств федерального бюджета. Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Камчатской области (далее - КРУ).
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 19.03.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском двухмесячного срока давности привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе Казначейства, которое просит его отменить, сославшись на неправильное применение судом к спорным правоотношениям статьи 4.5 КоАП РФ, так как иск заявлен о взыскании штрафных санкций за правонарушение, допущенное в 1999-2000 годах, то есть до введения в действие КоАП РФ (до 01.07.2002), а не о привлечении к административной ответственности, и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации в отзыве на жалобу и в судебном заседании доводы жалобы отклоняет, считает, что производство по делу подлежит прекращению, так как после 01.07.2002 рассмотрение дел о привлечении юридических лиц к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств не входит в компетенцию арбитражных судов.
КРУ отзыв на жалобу не представило. Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что Контрольно-ревизионным управлением проведена проверка использования средств федерального бюджета региональной поисково-спасательной базой гражданской авиации за период с 10.08.1999 по 01.11.2000, в результате которой установлен факт нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 91147 руб., о чем составлен акт проверки от 22.12.2000. Для реализации материалов проверки КРУ 15.01.2001 направило в адрес Казначейства представление N 1.
20.02.2001 (дата определена по почтовому штемпелю на конверте) Казначейство обратилось с иском в арбитражный суд о взыскании с поисково-спасательной базы штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 41260 руб. на основании статьи 60 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" и статьи 75 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
Арбитражным судом правомерно отказано во взыскании штрафных санкций, поскольку на момент принятия судом решения истекли сроки привлечения юридического лица к административной ответственности.
Использование бюджетных средств не по целевому назначению является административным правонарушением, поэтому при наложении взыскания за это правонарушение подлежали применению статья 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, действовавшего до 30.06.2002, и статья 4.5 КоАП РФ, действующего с 01.07.2002, предусматривающие двухмесячный срок наложения взыскания либо привлечение к ответственности со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня обнаружения.
В связи с тем, что факт нецелевого использования бюджетных средств установлен актом проверки от 22.12.2000, а решение по заявленному иску арбитражным судом принималось 19.03.2003, то есть после истечения двухмесячного срока давности, то у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для принятия решения о взыскании штрафных санкций.
Следует также отметить, что с заявлением о взыскании штрафных санкций Казначейство обратилось 20.02.2001, то есть в период действия Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", который не устанавливал ответственность в виде наложения штрафа за нецелевое использование бюджетных средств, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, а предусматривал ответственность только за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов (статья 60). Бюджетным кодексом РФ также не предусмотрена ответственность юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств в виде взимания штрафа в размере двойной ставки рефинансирования.
Пункт 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Содержание данной нормы права имеет универсальный характер и распространяется на правонарушения, предусмотренные отраслевым законодательством.
Вновь ответственность юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств в виде взыскания штрафных санкций установлена КоАП РФ (статья 15.14), вступившим в законную силу с 01.07.2002, и его действие распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты.
Следовательно, у органов Казначейства в период с 01.01.2001 по 01.07.2002 отсутствовали правовые основания для обращения с иском в арбитражный суд о взыскании штрафных санкций.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не рассмотрен вопрос о наличии или отсутствии факта нецелевого использования бюджетных средств ответчиком, не имеет правового значения, поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в связи с пропуском вышеназванного срока для взыскания штрафных санкций, поэтому у суда не было необходимости давать оценку допущенному правонарушению.
Является ошибочным довод ответчика о прекращении производства по делу в связи его неподведомственностью арбитражному суду, так как штрафные санкции без согласия виновного лица на их уплату могут быть взысканы с такого лица только в судебном порядке.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатской области от 19.03.2003 по делу N А49-492/01 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что факт нецелевого использования бюджетных средств установлен актом проверки от 22.12.2000, а решение по заявленному иску арбитражным судом принималось 19.03.2003, то есть после истечения двухмесячного срока давности, то у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для принятия решения о взыскании штрафных санкций.
Следует также отметить, что с заявлением о взыскании штрафных санкций Казначейство обратилось 20.02.2001, то есть в период действия Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", который не устанавливал ответственность в виде наложения штрафа за нецелевое использование бюджетных средств, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, а предусматривал ответственность только за использование не по целевому назначению бюджетных кредитов (статья 60). Бюджетным кодексом РФ также не предусмотрена ответственность юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств в виде взимания штрафа в размере двойной ставки рефинансирования.
Пункт 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Содержание данной нормы права имеет универсальный характер и распространяется на правонарушения, предусмотренные отраслевым законодательством.
Вновь ответственность юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств в виде взыскания штрафных санкций установлена КоАП РФ (статья 15.14), вступившим в законную силу с 01.07.2002, и его действие распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июня 2003 г. N Ф03-А49/03-2/1318
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании