Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-1/453
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Коваленко В.В., юрисконсульт по доверенности N 7/12 от 05.08.2002, от ответчика: Министерство финансов РФ - Федоров А.В., юрисконсульт по доверенности б/н от 10.01.2003; Администрация г. Хабаровска - Трунова Е.А., главный специалист по доверенности N 1.33-23 от 04.02.2003; Финансовый департамент администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А., главный специалист по доверенности N 04-02/2988 от 23.12.2002; Министерство финансов Хабаровского края - Власенко Н.В., начальник юридической службы по доверенности N 19-12/1318, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на постановление от 17.12.2002 по делу N А73-1656/2001-19 (АИ-1/756) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети к Администрации г. Хабаровска, Администрации Краснофлотского района г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Краснофлотского района г. Хабаровска, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 4451787 рублей 19 копеек.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, администрации Краснофлотского района г. Хабаровска и их финансовым органам о взыскании 4451787 рублей 19 коп. убытков в виде выпадающих доходов от предоставления в 2000 году пожилым гражданам, малообеспеченным и бедным семьям с детьми субсидий по оплате потребленной тепловой энергии в соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
Решением суда от 03.05.2001 иск удовлетворен за счет казны муниципального образования г. Хабаровска в лице его финансового департамента.
При рассмотрении апелляционной жалобы Финансового департамента администрации г. Хабаровска, суд определением от 04.07.2001 с согласия истца привлек в дело в качестве соответчиков финансовый департамент Администрации Хабаровского края (правопреемник - Министерство финансов Хабаровского края) и министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.08.2001 указанное решение суда отменено, истцу в иске отказано по основанию отсутствия в федеральном бюджете на 2000 г. соответствующих расходов, что влечет согласно ст. 129 ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2000 год" неисполнение законов, не обеспеченных источниками финансирования.
Постановлением суда кассационной инстанции от 05.11.2001, постановление апелляционной инстанции отменено, как необоснованное, вынесенное с неправильным применением норм материального права. Дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела, апелляционная инстанция постановлением от 27.04.2002 решение суда от 03.05.2001 отменила, иск удовлетворила за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на неправомерность передачи государственных полномочий РФ по предоставлению гражданам жилищных субсидий субъектам федерации, без их финансирования из федерального бюджета в 2000 г.
Постановлением суда кассационной инстанции от 02.07.2002 по жалобе Министерства финансов РФ указанное постановление апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в эту же судебную инстанцию.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.12.2002 решение суда от 03.05.2001 отменено, требования истца удовлетворены за счет казны Хабаровского края в лице его Министерства финансов, не исполнившего переданных в силу закона на этот уровень власти государственных полномочий по социальной защите населения, отнесенных Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъекта федерации.
Муниципальное образование г. Хабаровск от ответственности освобождено согласно п. 2 ст. 49 ФЗ РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в виду непередачи средств в местный бюджет.
Министерство финансов Хабаровского края, не согласившись с принятым по делу постановлением в своей кассационной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, противоречащее нормам материального права, истцу в иске к казне Хабаровского края отказать, поскольку со стороны органов государственной власти Хабаровского края исполнены все федеральные правовые акты по предоставлению населению жилищных субсидий.
Ссылка же суда на Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, как на основание материально-правовой ответственности субъекта федерации не правомерна, поскольку содержащееся в нем положение об источнике финансирования жилищных субсидий населению - бюджеты субъектов РФ, носит рекомендательный характер. Правовым обоснованием указанных расходов является п. 19 ст. 84 БК РФ, предусматривающей финансирование исключительно за счет средств федерального бюджета обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, повлекших к увеличению расходов бюджетов других уровней. Поэтому возложение ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, на субъект РФ допустимо лишь в случае передачи из федерального бюджета соответствующих целевых компенсаций. Поскольку таковые не передавались в 2000 г. ответственность субъекта РФ - Хабаровского края исключается.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав в заседании представителей сторон, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, находя его законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела и установлено судом ОАО "Хабаровскэнерго" в 2000 г. осуществляло расчет оплаты за тепловую энергию для пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных и бедных семей, проживающих в кооперативным домах и в домах муниципального жилищного фонда Краснофлотского района г. Хабаровска, с учетом установленных ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" субсидий при оплате коммунальных услуг.
Некомпенсированные ответчиками истцу неполученные доходы в размере предоставленной льготы, составили истребуемую сумму убытков в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
В силу п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, находится в совместном ведении РФ и субъекта РФ.
Пункт 1 статьи 85 БК РФ предусматривает, что такой функциональный вид расходов как обеспечение социальной защиты населения, финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов. Это же положение заложено и в Постановлении Правительства РФ N 862 от 30.07.98 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации" (пункт 3.1). Как вид расходов, финансируемый исключительно из федерального бюджета, в ст. 84 БК РФ не содержится.
Согласно ст. 15 ФЗ "Об основах жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом источники финансирования субсидий определяются законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887) субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Для чего в п. 6 "г" Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 данным органом рекомендовано предусматривать при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий.
В развитие данных положений органами государственной власти Хабаровского края был принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих источники финансирования рассматриваемых расходов - краевой бюджет, в частности постановления Главы администрации N 327 от 29.09.1994 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на территории Хабаровского края"; N 286 от 03.08.2000 "О результатах реформы жилищно-коммунального хозяйства и ее влиянии на улучшение финансово-экономической деятельности в крае".
Также Постановлением главы администрации Хабаровского края N 150 от 03.05.2000 "О порядке федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края" (п. 3.2.3), Законом Хабаровского края N 182 от 26.01.2000 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год" и принятым в их исполнение решением Хабаровской Городской Думы N 428 от 25.04.2000 утверждены мероприятия по социальной защите указанных категорий граждан, а источником финансирования расходов на предоставление субсидий по оплате коммунальных услуг определены бюджеты муниципальных образований, что не противоречит п. 6 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 49 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Как видно из материалов дела, пояснений сторон, финансовые средства муниципальному бюджету г. Хабаровска из бюджета Хабаровского края для финансирования указанных государственных полномочий в рассматриваемый период не выделялись.
Вследствие чего, администрация г. Хабаровска в лице его финансового департамента и соответственно администрация Краснофлотского района в лице его финансового органа не могут нести ответственность, исходя из названной статьи Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", что правомерно установлено судом апелляционной инстанции.
В соответствии с названными нормами, а также ст.ст. 16, 1069 ГК РФ расходы произведенные истцом на предоставление гражданам жилищных субсидий для оплаты тепловой энергии, судом апелляционной инстанции обоснованно взысканы с казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края, поскольку администрация Хабаровского края не исполнила надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные к предмету совместного ведения.
Оснований для удовлетворения иска за счет других ответчиков у суда не имелось.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 17.12.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1656/2001-19 (АИ-1/756) оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В развитие данных положений органами государственной власти Хабаровского края был принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих источники финансирования рассматриваемых расходов - краевой бюджет, в частности постановления Главы администрации N 327 от 29.09.1994 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на территории Хабаровского края"; N 286 от 03.08.2000 "О результатах реформы жилищно-коммунального хозяйства и ее влиянии на улучшение финансово-экономической деятельности в крае".
Также Постановлением главы администрации Хабаровского края N 150 от 03.05.2000 "О порядке федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края" (п. 3.2.3), Законом Хабаровского края N 182 от 26.01.2000 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год" и принятым в их исполнение решением Хабаровской Городской Думы N 428 от 25.04.2000 утверждены мероприятия по социальной защите указанных категорий граждан, а источником финансирования расходов на предоставление субсидий по оплате коммунальных услуг определены бюджеты муниципальных образований, что не противоречит п. 6 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 49 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
...
Вследствие чего, администрация г. Хабаровска в лице его финансового департамента и соответственно администрация Краснофлотского района в лице его финансового органа не могут нести ответственность, исходя из названной статьи Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", что правомерно установлено судом апелляционной инстанции.
В соответствии с названными нормами, а также ст.ст. 16, 1069 ГК РФ расходы произведенные истцом на предоставление гражданам жилищных субсидий для оплаты тепловой энергии, судом апелляционной инстанции обоснованно взысканы с казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края, поскольку администрация Хабаровского края не исполнила надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные к предмету совместного ведения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-1/453
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании