Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июня 2003 г. N Ф03-А04/03-2/1354
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: ФГУП "ДВЖД МПС РФ": А.В. Бондажевский, юрисконсульт по доверенности N НЮ-522 от 27.12.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная дорога МПС РФ" на решение от 26.03.2003 по делу N А04-215/03-9/1 Арбитражного суда Амурской области по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточная железная дорога МПС РФ" об обжаловании действий судебных приставов-исполнителей службы судебных приставов N 1 города Благовещенска.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 21.06.2003.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Дальневосточная железная дорога МПС РФ" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с жалобой на действия судебных приставов-исполнителей Мержрайонного подразделения судебных приставов N 1 г. Благовещенска и о взыскании с приставов-исполнителей Н.Г. Старчеуса и Т.А. Строгановой штрафных санкций.
Решением суда от 26.03.2003 требования железной дороги удовлетворены в части признания действий судебных приставов-исполнителей несоответствующими законодательству об исполнительном производстве. При этом суд исходил из того, что приставом-исполнителем, в нарушение статей 3, 26, 27 Федерального закона "Об исполнительном законе", не было предпринято каких-либо мер по принудительному исполнению исполнительного документа. На этом основании суд пришел к выводу о незаконности действий судебного пристава по возвращению исполнительного документа и по завершению исполнительного производства.
Во взыскании судебных штрафов отказано по мотиву отсутствия ответственности в виде штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение судебным приставом-исполнителем своих обязанностей по исполнению исполнительного документа.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с выводами суда в части отказа в удовлетворении требований о наложении судебного штрафа, предприятие "Дальневосточная железная дорога МГТС РФ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение как принятое с неправильным применением норм права, в этой части отменить, требования о наложении штрафных санкций удовлетворить. Заявитель жалобы приводит доводы, по которым считает, что судебный пристав-исполнитель является субъектом ответственности по пункту 2 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неисполнении исполнительного документа, выданного в отношении других лиц.
Проверив законность состоявшегося судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 16.12.2002 судебным приставом-исполнителем подразделения судебных приставов N 1 г. Благовещенска Старчеусом Н.Г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 20/2/310/03 по исполнительному листу Арбитражного суда Амурской области от 10.10.2002 по делу N А04-23 06/02-14/99 о взыскании с Управления Федеральной Службы безопасности по Амурской области в пользу ФГУП "Дальневосточная железная дорога" суммы в размере 11778,48 рублей.
05.01.2003 судебным приставом составлен акт о невозможности взыскания по данному исполнительному производству. В обоснование акта пристав сослался на положения Бюджетного кодекса РФ и Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143 (далее - Правила), и указал, что право получать информацию на основании судебного решения о структуре расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ, связанных с исполнением требований, а также определения, за счет каких средств подлежит исполнению исполнительный документ, находится исключительно в компетенции органов федерального казначейства. На этом основании пристав-исполнитель вернул исполнительный лист и принял постановление в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" об окончании исполнительного производства.
Считая действия судебных приставов-исполнителей незаконными, государственное предприятие "Дальневосточная железная дорога МПС РФ" обратилось с жалобой в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя в части признания неправомерными действий судебных приставов, суд, ссылаясь на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2001 по делу N ГКПИ 2001-1345, правомерно указал, что Правила, которыми руководствовался пристав-исполнитель, устанавливают добровольный порядок исполнения актов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и не ограничивают взыскателя в свободе выбора способа исполнения исполнительного документа. Они не лишают возможности взыскателя ставить вопрос о принудительном исполнении судебного решения в порядке, предусмотренным законодательством об исполнительном производстве.
В данной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части наложения штрафа на судебных приставов-исполнителей подразделения судебных приставов-исполнителей N 1 г. Благовещенска, суд также пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения данного вида ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 332 АПК РФ, на который ссылается заявитель как на обоснование требований в части наложения штрафных санкций, за неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных в главе 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, в самом судебном акте, в его резолютивной части, воспроизведенной в исполнительном листе, должно быть указано, что обязанность совершить содержащиеся в судебном акте действия, возложена на конкретное лицо.
Как усматривается из исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Амурской области от 10.10.2002 по делу N А04-23 06/02-14/99, судебные приставы-исполнители в качестве должника не поименованы.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве" на службу судебных приставов возлагается обязанность по принудительному исполнению судебных актов, а непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов - на судебных приставов-исполнителей.
Таким образом, в данном случае, на судебных приставов в силу закона возложена обязанность по исполнению исполнительного листа, а не обязанность совершить определенные действия, указанные в исполнительном листе.
Ответственность судебных приставов-исполнителей в виде возмещения вреда за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по исполнению исполнительного листа предусмотрена статьей 330 АПК РФ. Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафных санкций с судебного пристава-исполнителя за неисполнением им должностных обязанностей по исполнению исполнительного листа, в связи с чем оснований для применения данного вида наказания не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.03.2003 по делу N А04-215/03-9/1 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"05.01.2003 судебным приставом составлен акт о невозможности взыскания по данному исполнительному производству. В обоснование акта пристав сослался на положения Бюджетного кодекса РФ и Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143 (далее - Правила), и указал, что право получать информацию на основании судебного решения о структуре расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ, связанных с исполнением требований, а также определения, за счет каких средств подлежит исполнению исполнительный документ, находится исключительно в компетенции органов федерального казначейства. На этом основании пристав-исполнитель вернул исполнительный лист и принял постановление в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" об окончании исполнительного производства.
...
Удовлетворяя требования заявителя в части признания неправомерными действий судебных приставов, суд, ссылаясь на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2001 по делу N ГКПИ 2001-1345, правомерно указал, что Правила, которыми руководствовался пристав-исполнитель, устанавливают добровольный порядок исполнения актов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и не ограничивают взыскателя в свободе выбора способа исполнения исполнительного документа. Они не лишают возможности взыскателя ставить вопрос о принудительном исполнении судебного решения в порядке, предусмотренным законодательством об исполнительном производстве.
...
Согласно статье 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве" на службу судебных приставов возлагается обязанность по принудительному исполнению судебных актов, а непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов - на судебных приставов-исполнителей."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июня 2003 г. N Ф03-А04/03-2/1354
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании