Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 мая 2003 г. N Ф03-А04/03-2/883
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "БК" - Доценко Г.М., юрисконсульт по доверенности б/н от 01.11.2002, от УФСНП РФ по Амурской области и Белогорского межрайонного отдела УФСНП РФ по Амурской области - Белавская Х.К., ведущий специалист по доверенностям N 20/4 от 04.01.2003, N 13/56 от 10.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "БК" на постановление от 21.02.2003 по делу N А04-3767/2002-18/122 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению открытого акционерного общества "БК" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области, Управлению федеральной службы налоговой полиции РФ по Амурской области, Белогорскому межрайонному отделу Управления федеральной службы налоговой полиции РФ по Амурской области о признании незаконными действий и обязании возвратить документы.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Открытое акционерное общество "БК" (далее - ОАО "БК", общество) обратилось с заявлением (с учетом уточнения исковых требований): о признании незаконными действий Белогорского межрайонного отдела Управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Амурской области (далее - межрайонный отдел УФСНП РФ, орган налоговой полиции) по изъятию бухгалтерских документов предприятия согласно протоколу обследования от 22.08.2001 и обязании межрайонного отдела УФСНП РФ возвратить ОАО "БК" изъятые документы в соответствии с перечнем; о признании незаконными действий межрайонного отдела УФСНП РФ по передаче документов, изъятых согласно протоколам обследования от 17.07.2001 и 22.08.2001, в Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган); о признании незаконными действий инспекции по налогам и сборам по включению в акт выездной налоговой проверки от 28.09.2001 ОАО "БК" за 1998-2001 годы документов, переданных письмом N 20/2368 от 11.09.2001.
По заявлению общества в качестве соответчика привлечен Белогорский межрайонный отдел Управления федеральной службы налоговой полиции РФ.
Решением суда от 24.12.2002 заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия межрайонного отдела УФСНП РФ по изъятию бухгалтерских документов общества как несоответствующие статьям 88, 89 Налогового кодекса РФ, Инструкции "О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан", утвержденной письмом Минфина РСФСР от 26.07.1991 N 16/176 и Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденному Минфином СССР от 29.07.1983 N 105. При этом суд возложил обязанность на межрайонный отдел УФСНП РФ возвратить документы, изъятые в ходе обследований. Также признаны незаконными действия межрайонного отдела УФСНП РФ по передаче налоговому органу документов, изъятых у общества, и инспекции по налогам и сборам по включению в акт налоговой проверки от 28.09.2001 документов, переданных органом налоговой полиции. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2003 решение суда отменено в части. В отношении межрайонного отдела УФСНП РФ производство по делу прекращено, а в отношении инспекции по налогам и сборам в удовлетворении требований отказано. В остальной части судебный акт первой инстанции оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "БК" выражает несогласие с принятым постановлением, считая его незаконным и необоснованным, просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы общество указывает на то обстоятельство, что межрайонным отделом УФСНП РФ была нарушена процедура изъятия документов в ходе совместной налоговой проверки. Однако судом апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не был учтен довод общества о том, что обжалуются действия налоговой полиции, которые совершены в рамках выездной налоговой проверки, а не оперативно-следственных мероприятий. Судом дано неправильное толкование о применении уголовно-процессуальных норм к совместным налоговым проверкам, которые регулируются Налоговым кодексом РФ и иными нормами налогового законодательства.
ОАО "БК" также считает, что в нарушение законодательства сотрудники налоговой полиции передали налоговому органу изъятые документы, хотя такая процедура передачи изъятых документов не предусмотрена нормами Налогового кодекса РФ. По мнению общества, материалы оперативнорозыскной деятельности могут служить только для возбуждения уголовного дела и не могут передаваться налоговому органу для включения в акт проверки. Соответственно, инспекция по налогам и сборам, в нарушение требований Налогового кодекса РФ, включила полученные незаконным путем документы в акт налоговой проверки.
В кассационной жалобе общество обращает внимание на необоснованность ссылки апелляционной инстанции на статью 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, так как срок, указанный в данной статье, не является пресекательным.
Изложенные в кассационной жалобе доводы поддержаны в заседании суда представителем общества.
Инспекция по налогам и сборам и орган налоговой полиции в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы жалобы и просили оставить ее без удовлетворения, а постановление апелляционной инстанции - без изменения.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось с 30.04.2003 до 21.05.2003. Проверив законность обжалуемого судебного акта суда апелляционной инстанции. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу нижеследующего.
Как видно из материалов дела, на основании постановлений N 119 от 17.07.2001 и N 135 от 16.08.2001 межрайонным отделом УФСНП РФ в рамках исполнения положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ и Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993 N 5238-1 проведено обследование помещений, зданий, сооружений ОАО "БК", в ходе которого было произведено изъятие документов общества, что нашло отражение в протоколах обследования от 17.07.2001 и от 22.08.2001.
Указанные действия органа налоговой полиции расценены обществом как незаконные. Между тем данное утверждение ОАО "БК" не соответствует обстоятельствам дела и противоречит нормам законодательства.
Из материалов дела усматривается, что действия органов налоговой полиции по изъятию документов осуществлялись в соответствии с положениями, предоставленными Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (статьи 13, 15). Изъятые документы в дальнейшем были приобщены к материалам уголовного дела N 447669, возбужденного по факту уклонения ОАО "БК" от уплаты налогов.
В соответствии со статьей 36 Налогового кодекса РФ федеральные органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции". При выполнении возложенных полномочий органы налоговой полиции вправе осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность.
Основания для проведения оперативно-розыскной деятельности предусмотрены статьей 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". В силу положений статей 13, 15 настоящего Закона, органы налоговой полиции вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в ходе которой, в частности, могут производить изъятие предметов, материалов и сообщений.
Таким образом, материалами дела подтверждается и не опровергнуто обществом, что изъятие документов межрайонным отделом УФСНП РФ произведено в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности. При этом, изъятые документы, которые были использованы налоговым органом в ходе проведения налоговой проверки, в дальнейшем приобщены к материалам возбужденного уголовного дела по части 2 статьи 199 Уголовного кодекса РФ.
Подведомственность дел арбитражному суду определена в статье 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которой определен характер рассматриваемых правоотношений. Обязательным условием для принятия к рассмотрению спора в арбитражном суде является тот факт, что спор с участием юридических лиц, граждан-предпринимателей должен носить экономический характер и возникать из предпринимательской деятельности, допускаемой законодательством.
Поскольку требования в рассматриваемой части заявлены на действия органов налоговой полиции, которые осуществлялись в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", то, согласно статье 5 названного Закона, эти требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции. Кроме того, процессуальные действия, проводимые в рамках уголовного судопроизводства, подлежат обжалованию также в суде общей юрисдикции (статья 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Поэтому вывод суда апелляционной инстанции о прекращении дела в данной части является правильным.
Следует признать правомерным и вывод апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий инспекции по налогам и сборам о включении сведений, содержащихся в переданных материалах оперативно-розыскной деятельности, в акт налоговой проверки.
В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса РФ налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом РФ процедур налогового контроля, наложения и взыскания соответствующих налоговых санкций. В то же время органы налоговой полиции при осуществлении своих полномочий, перечисленных в пункте 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ, в том числе в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий, обязаны направлять материалы в налоговый орган при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к компетенции налоговых органов для принятия по ним решения (пункт 3 статьи 36).
Из материалов дела видно, что документы, изъятые в ходе обследования, были использованы при проведении налоговой проверки, фиксации ее результатов и отражены в решении инспекции по налогам и сборам.
Обоснованно отказано обществу в удовлетворении его требований в отношении Управления налоговой полиции РФ по Амурской области, поскольку указанный орган никаких действий оперативно-розыскного либо налогового характера не предпринимал, и действия межрайонного отдела УФСНП РФ в Управление не обжаловались.
Ссылка заявителя жалобы на неправильное толкование судом апелляционной инстанции статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ признается безосновательной, так как не имеет правового значения применительно к фактически установленным обстоятельствам дела, соответствии выводов суда этим обстоятельствам, и правильно принятого по существу спора постановления.
При вышеизложенных обстоятельствах доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, правовых оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 21.02.2003 по делу N А04-3767/2002-18/122 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса РФ налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом РФ процедур налогового контроля, наложения и взыскания соответствующих налоговых санкций. В то же время органы налоговой полиции при осуществлении своих полномочий, перечисленных в пункте 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ, в том числе в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий, обязаны направлять материалы в налоговый орган при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к компетенции налоговых органов для принятия по ним решения (пункт 3 статьи 36)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 мая 2003 г. N Ф03-А04/03-2/883
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании