Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 мая 2003 г. N Ф03-А73/03-2/993
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от общества с ограниченной ответственностью "АШ" - Кондаков В.Н., директор, Сиденко И.Е., главный бухгалтер по доверенности от 06.05.2003 N 6, Мательский В.А., адвокат по доверенности от 08.05.2003 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре на решение от 04.12.2002, постановление от 05.02.2003 по делу N А73-4780/2002-22 (АИ-1/45) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АШ" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре" о признании недействительным отказа в возврате налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления кассационной инстанции по настоящему делу откладывалось до 15.05.2003.
Общество с ограниченной ответственностью "АШ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре о признании недействительным пункта 1.2 решения N 20-32/3837 от 27.05.2002 и пункта 1 письма N 21-22/1697 от 12.03.2002. об отказе в возврате налога на добавленную стоимость в сумме 5187082 руб., уплаченного при реализации работ и услуг в рамках безвозмездной помощи Российской Федерации.
Решением от 04.12.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2003, иск удовлетворен.
При разрешении спора суд исходил из того, что статьей 2 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" в пункт 1 статьи 5 и пункт 3 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" внесены изменения и дополнения, согласно которым товары (работы, услуги) приобретенные (выполненные, оказанные) на территории Российской Федерации для осуществления безвозмездной помощи освобождаются от налога на добавленную стоимость. Установив, что в период действия льготы Общество выполняло работы в рамках безвозмездной помощи, и в 2000 году с авансов, полученных за работы по Контракту N 201/98-FW от 31.05.1998, уплатило налог на добавленную стоимость в сумме 5187082 руб., суд признал незаконным отказ налогового органа в возврате из бюджета указанной суммы.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам предлагает отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об отказе ООО "АШ" в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы налоговый орган указал, что оспариваемая сумма налога на добавленную стоимость была уплачена Обществом в общеустановленном налоговым законодательством порядке в период с октября 1998 года по сентябрь 2000 года. На момент отражения в бухгалтерском учете выручки, полученной по контракту N 201/98-FW от 31.05.1998, Общество не имело удостоверения, которое, согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ, является единственным основанием для получения участниками реализации программ оказания безвозмездной помощи льгот, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что в нарушение требования статьи 6 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ в период действия льготы Общество применяло иной, не предусмотренный данным законом налоговый режим, что также является основанием для отказа в перерасчете сумм излишне уплаченных налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды.
В отзыве на жалобу ООО "АШ" доводы налогового органа отклонило и просило оставить решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения. Изложенные в отзыве доводы представители ООО "АШ" поддержали в полном объеме.
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.
Как видно из материалов дела, 05.11.2001 Общество обратилось в Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 5187082 руб. Заявитель полагал, что имеет право на льготы по налогообложению в связи с выполнением на основании контракта N 201/98-FW от 31.05.1998. работ для американской компании "Мак Дермотт Шипбилдинг ИНК" в период с 31.05.1998 по 10.08.2000.
Инспекция по налогам и сборам письмом от 12.03.2002 N 21-22/1697 и решением от 27.05.2002 N 20-32/3837 отказала Обществу в возврате из бюджета истребуемой суммы, так как указанный налог является косвенным, предъявляется покупателю и подлежит уплате в бюджет. При этом налоговый орган не отрицал того, что в период с 31.05.1998 по 10.08.2000 Обществом осуществлялись работы в рамках безвозмездной помощи.
Другим основанием для отказа в возврате из бюджета оспариваемой суммы, по мнению налогового органа, является то, что нарушение в нарушение статьи 6 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999 в процессе осуществления безвозмездной помощи (содействия) Общество применяло иной налоговый режим, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Вышеуказанные доводы заявителя жалобы являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999 в пункт 1 статьи 5 и пункт 3 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" внесены изменения и дополнения. С учетом внесенных изменений статья 7 Закона предусматривает, что возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) приобретаемых для осуществления безвозмездной помощи, в полной мере производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999 действия настоящего Федерального закона распространяются также на правоотношения, возникшие в связи с осуществлением проектов и программ безвозмездной помощи Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона.
Между тем в соответствии со статьей 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999) возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Такой порядок определен Правительством РФ лишь с принятием Постановления N 688 от 15.09.2000 об утверждении Правил возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам) производственного назначения, используемым при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализуемых в рамках безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. До принятия вышеназванного постановления существовал общий порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, используемых при производстве товаров, приобретаемых для осуществления безвозмездной помощи. Все условия, необходимые для возмещения налога в таком порядке Общество выполнило, следовательно, вывод суда обеих инстанций о наличии у истца оснований для возмещения оспариваемой суммы, является правильным.
Довод заявителя жалобы о том, что на момент окончания работ и выставления счета-фактуры N 13 от 29.09.2000 с указанием налога на добавленную стоимость на оспариваемую сумму у Общества отсутствовало удостоверение, дающее право на реализацию льготы, также является несостоятельным. На момент составления указанной счет-фактуры Правила возмещения налога на основании Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ еще не были приняты.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд обеих инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 05.02.2003 по делу N А73-4780/2002-22 (АИ-1/45) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999 действия настоящего Федерального закона распространяются также на правоотношения, возникшие в связи с осуществлением проектов и программ безвозмездной помощи Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона.
Между тем в соответствии со статьей 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции Федерального закона N 95-ФЗ от 04.05.1999) возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Такой порядок определен Правительством РФ лишь с принятием Постановления N 688 от 15.09.2000 об утверждении Правил возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам) производственного назначения, используемым при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализуемых в рамках безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. До принятия вышеназванного постановления существовал общий порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, используемых при производстве товаров, приобретаемых для осуществления безвозмездной помощи. Все условия, необходимые для возмещения налога в таком порядке Общество выполнило, следовательно, вывод суда обеих инстанций о наличии у истца оснований для возмещения оспариваемой суммы, является правильным.
Довод заявителя жалобы о том, что на момент окончания работ и выставления счета-фактуры N 13 от 29.09.2000 с указанием налога на добавленную стоимость на оспариваемую сумму у Общества отсутствовало удостоверение, дающее право на реализацию льготы, также является несостоятельным. На момент составления указанной счет-фактуры Правила возмещения налога на основании Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ еще не были приняты."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 мая 2003 г. N Ф03-А73/03-2/993
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании