Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 апреля 2003 г. N Ф03-А16/03-1/664
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Корсунский Б.Л. - генеральный директор, от ответчика: МО "Смидовический район" - Пацук В.П., заместитель главы МО по доверенности N 1 от 09.01.2003 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Корунд ЛТД" на постановление от 12.02.2003 по делу N А16-1000/2002-5 Арбитражного суда Еврейской автономной области по иску ООО "Корунд ЛТД" к МО "Смидовический район", 3-и лица: МУП ЖКХ "Николаевское", МУП ЖКХ "СМП" о взыскании 6537941 руб. 38 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 15.04.2003.
Общество с ограниченной ответственностью "Корунд ЛТД" обратилось в Арбитражный суд Еврейской Автономной области с иском к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Николаевское" (далее - МУП ЖКХ "Николаевское"), Муниципальному унитарному предприятию "Смидовичское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее МУП "СМП ЖКХ"), Муниципальному образованию "Смидовичский район" (далее - МО "Смидовичский район") о взыскании с них солидарно 6537941 руб. 38 коп. основной задолженности за поставленный уголь по договорам от 15.05.1998, 13.08.1999, 15.08.1999 и 1438351 руб. 57 коп. процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
До принятия решения ООО "Корунд ЛТД" уточнил свои требования и просил взыскать только с МО "Смидивичский район", как солидарного должника 8790226 руб. 83 коп., из которых 5091220 руб. 83 коп. - сумма основного долга за поставленный уголь, 3699005 руб. 65 коп. - проценты, отказываясь от требований к другим ответчикам.
МУП ЖКХ "Николаевское", МУП "СМП ЖКХ" по ходатайству истца привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований на предмет спора.
Решением арбитражного суда от 18.12.2002 исковые требования удовлетворены частично в сумме основного долга за счет МО "Смидовичский район", во взыскании процентов отказано на основании ст. 401 ГК РФ из-за отсутствия финансирования.
Суд мотивировал свое решение тем, что МО "Смидовичский район" является заказчиком на поставку товаров для государственных нужд, следовательно, должен нести солидарную с покупателем ответственность в соответствии со ст. 363 ГК РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2003 решение от 18.12.2002 изменено, в иске отказано полностью. При этом суд не признал ответчика солидарным должником, поскольку между сторонами не возникли обязательственные отношения.
Не согласившись с принятым апелляционной инстанцией судебным актом, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение, принятое по этому делу.
По мнению заявителя жалобы, постановление принято с нарушением норм материального и процессуального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Проверив правильность применения судом второй инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что постановление от 12.02.2003 подлежит отмене, решение от 18.12.2003 оставлению без изменения.
Как видно из материалов дела между ООО "Корунд ЛТД" и МУП ЖКХ "Николаевское" 15.05.1998, 15.08.1999 заключены договоры на поставку угля. В соответствии с данными договорами истец свои обязательства выполнил, а получатель угля оплату не произвел, остаток задолженности, о чем свидетельствует акт серки расчетов за поставленный уголь по состоянию на 01.05.2002, составил 3540208 руб. 90 коп.
Между ООО "Корунд, ЛТД" и МУП "СМП ЖКХ" 15.05.1998, 13.08.1999 заключены договоры на поставку угля. Истцом обязательства по поставке исполнены. Задолженность МУП "СМП ЖКХ" за поставленный уголь составила 1651011 руб. 93 коп.
Неисполнение надлежащим образом обязательств по договорам от 15.05.1998, 13.08.1999, 15.08.1999 со стороны МУП ЖКХ "Николаевское", МУП "СМП ЖКХ", получателей продукции, явилось основанием для предъявления иска к МО "Смидовичский район" как солидарному должнику являющемуся в соответствии с Уставами данных предприятий их Учредителем и заказчиком по поставке угля для муниципальных нужд.
Как правомерно установлено из обстоятельств дела судебными инстанциями, указанные договоры поставки топлива заключены во исполнение муниципального заказа Администрации Смидовичского района для нужд Смидовичского района и за счет средств районного бюджета, в соответствии с требованиями федерального законодательства о поставках для государственных нужд и Постановлением Главы Администрации ЕАО N 180 от 20.06.1997 "Об утверждении положения об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд", принятым во исполнение федерального законодательства о поставках для государственных нужд, регулирующим отношения, возникающие в связи с размещением заказов, в том числе путем организации и проведения торгов, на закупку и поставку продукции для областных и муниципальных нужд (далее государственных нужд).
Муниципальным заказчиком по спорным договорам на поставку угля выступила Администрация Смидовичского района. После проведения объявленного им конкурса на поставку угля для нужд района в 1998 и 1999, победителем которого стало ООО "Корунд ЛТД", муниципальный заказчик в своих извещениях (от 05.05.1998 и 19.07.1999) уведомил истца об этом и о необходимости заключения договоров на поставку угля с получателем и условиях расчета за уголь.
Письмо N 143 от 08.10.1999 ответчика с просьбой поставить МУП ЖКХ "Николаевское", МУП "СМП ЖКХ" уголь, графики погашения образовавшейся задолженности за счет бюджета района в связи с неисполнением получателями товара задолженности подтверждают сложившиеся между участвующими в деле лицами отношения по поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд, в том числе с ответчиком, как с государственным (муниципальным) заказчиком.
Судом первой инстанции правильно применена норма ст. 532 ГК РФ, в соответствии с которой в случае поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, когда в соответствии с договором поставки оплата осуществляется покупателем, муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству и при нарушении сроков оплаты поставленной продукции для государственных нужд покупателем, государственный заказчик несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность в соответствии со ст. 363 ГК РФ.
Довод апелляционной инстанции о том, что между ООО "Корунд ЛТД" и Администрацией Смидовичского района не возникло обязательственных отношений из-за не заключения между ними договора на поставку угля не правомерен.
Согласно п. 1 ст. 529 ГК РФ, Указа Президента РФ N 305 от 08.04.1997 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Постановления Главы Администрации ЕАО N 180 от 20.06.1997 "Об утверждении положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", если государственным (муниципальным) контрактом предусмотрена поставка продукции покупателю, то такая поставка осуществляется на основе договора поставки продукции для государственных (муниципальных) нужд, заключаемого между поставщиком и покупателем, определяемым заказчиком.
Договоры поставки поставщиком заключены с покупателями на основании извещений муниципального заказчика - Администрации Смидовичского района.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что Муниципальное образование "Смидовичский район" не является правопреемником Администрации Смидовичского района не правомерен, поскольку изменилось лишь наименование административно-территориальной единицы ЕАО - Смидовичского района, а согласно Устава муниципальному образованию перешли все полномочия Администрации Смидовического района.
В соответствии со ст. 323 ГК РФ кредитору предоставлено право требовать исполнение от любого из солидарных должников.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Арбитражного суда Еврейской автономной области от 12.02.2003 по делу N А16-1000/2002-5 отменить, решение суда от 18.12.2002 оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции правильно применена норма ст. 532 ГК РФ, в соответствии с которой в случае поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, когда в соответствии с договором поставки оплата осуществляется покупателем, муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству и при нарушении сроков оплаты поставленной продукции для государственных нужд покупателем, государственный заказчик несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность в соответствии со ст. 363 ГК РФ.
...
Согласно п. 1 ст. 529 ГК РФ, Указа Президента РФ N 305 от 08.04.1997 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Постановления Главы Администрации ЕАО N 180 от 20.06.1997 "Об утверждении положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", если государственным (муниципальным) контрактом предусмотрена поставка продукции покупателю, то такая поставка осуществляется на основе договора поставки продукции для государственных (муниципальных) нужд, заключаемого между поставщиком и покупателем, определяемым заказчиком.
...
В соответствии со ст. 323 ГК РФ кредитору предоставлено право требовать исполнение от любого из солидарных должников."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 апреля 2003 г. N Ф03-А16/03-1/664
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании