Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 апреля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/643
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Овчинникова Г.С. - представитель по доверенности N 7/11, от 27.01.2003, от ответчика: администрация г. Хабаровска: Трунова Е.А. - представитель по доверенности N 1.33-23 от 04.02.2003; Финансовый департамент администрации г. Хабаровска: Трунова Е.А. - представитель по доверенности N 04-02/2988 от 23.12.2002; Министерство финансов Хабаровского края: Колотыгина З.А. - представитель по доверенности N 19-12/1314 от 05.09.2002, Леонтьева Н.Ю. - представитель по доверенности б/н от 10.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Финансового департамента администрации г. Хабаровска, Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 26.09.2002, постановление от 04.01.2003 по делу N А73-5979/2002-13 (АИ-1/1034) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 40140 рублей 23 копеек.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление постановления в полном объеме отложено до 11.04.2002.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству финансов Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Правительства Хабаровского края, финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании задолженности за предоставленные отдельным категориями граждан льготы по оплате электрической энергии в январе-марте 2002 года в размере 40140,23 руб.
Решением арбитражного суда от 26.09.2002 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца взыскано 26408,10 руб. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением им льгот, установленных ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", с финансового департамента администрации г. Хабаровска - 13732,13 руб., составляющие недополученные доходы в связи с исполнением Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Постановлением суда от 04.01.2003 решение изменено в части размера взысканных убытков с Финансового департамента г. Хабаровска в связи с допущенной судом первой инстанции ошибкой, и в пользу истца с названного ответчика взыскано 9326,70 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по кассационным жалобам Министерства финансов РФ и Финансового департамента администрации г. Хабаровска.
Министерство финансов РФ в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление суда в части взыскания с Российской Федерации 26408,10 руб. Заявитель, со ссылками на Постановление Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", ФЗ N 119-ФЗ от 24.06.1999 "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ", Бюджетный кодекс РФ, полагает незаконным возложение ответственности за предоставленные льготы, что относится к вопросам социальной защиты и является предметом совместного ведения, исключительно на Российскую Федерацию. Приводит доводы об отсутствии противоправных действий со стороны государственных органов, в том числе. Министерства финансов РФ, поскольку в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" средства на реализацию Закона "О донорстве крови и ее компонентов" не закладывались.
Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска не согласен с принятыми судебными актами в части взыскания с него расходов на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Приводит доводы о том, что взысканная судом сумма 9326,70 руб. не подтверждена актом сверки по количеству льготников, как это установлено Порядком реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан, утвержденным Постановлением Губернатора Хабаровского края от 23.08.2002 N 305.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства финансов РФ и Финансового департамента г. Хабаровска поддержали доводы своих кассационных жалоб. Представитель Администрации Хабаровского края выразила согласие с кассационной жалобой Финансового департамента г. Хабаровска.
Представитель истца просила судебные акты оставить без изменения, считая, что суд правильно определил ответственность Минфина РФ и Финансового департамента администрации г. Хабаровска, по исполнению рассматриваемых законов.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в кассационных жалобах, а также приведенные представителями сторон в судебном заседании, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа полагает решение и постановление суда отменить в части взыскания задолженности с финансового департамента Администрации г. Хабаровска с направлением материалов дела для нового рассмотрения в указанной части, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в январе-марте 2002 года осуществляло расчет оплаты за электрическую энергию для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, и граждан - почетных доноров, с учетом установленных федеральным законодательством льгот указанным категориям граждан при оплате коммунальных услуг, в результате чего неполученный доход истца составил 40140 руб. 23 коп.
В связи с невозмещением ответчиками указанной суммы заявлены настоящие требования.
Согласно статье 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (с изменениями и дополнениями), граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона установлено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Как установлено судебными инстанциями, в бюджетах Хабаровского края и г. Хабаровска отсутствуют соответствующие статьи расходов по компенсации предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", на федеральном уровне вопрос финансирования и распределения указанных расходов между соответствующими бюджетами не урегулирован.
Суд, удовлетворяя исковые требования в части 26408 руб. 10 коп., приходящиеся на расходы за оказанные ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" услуги названной выше категории льготников, правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О и исходил из того, что впредь до урегулирования возникших правоотношений Федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
Довод кассационной жалобы об отсутствии противоправных действий (бездействия) Минфина РФ, поскольку оно действовало строго в рамках, определенных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год", кассационной инстанцией не принимается. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 06.03.1998 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в редакции от 18.06.1999) Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов в рассматриваемой части и удовлетворения кассационной жалобы Министерства финансов РФ не имеется.
Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусмотрена льгота лицам, указанным в настоящем Законе, в виде оплаты в размере 50% за пользование электрической энергией.
В соответствии со ст. 5 данного Закона финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является строго целевым.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.1996 N 506, изданным во исполнение указанного Федерального закона, определено финансирование названных расходов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Статьей 55 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 года" на возмещение расходов по предоставлению льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предназначены денежные средства в составе субвенций субъектам РФ в размере 1000000 тыс. рублей, из них 3416 тыс. рублей - для Хабаровского края.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, из федерального бюджета Министерству финансов Хабаровского края на эти цели были перечислены реестром на май, июнь, июль, август 2002 года средства в размере 2049 тыс. рублей.
Реестром N 32 от 02.09.2002 бюджетные средства на реализацию указанного Закона распределены, в том числе, финансовому департаменту г. Хабаровска в сумме 1144 тыс. рублей.
На основании изложенного арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о возложении ответственности по возмещению предоставленных льгот указанной категории граждан на Финансовый департамент г. Хабаровска, поскольку обязательства федеральных органов Российской Федерации, органов субъекта Российской Федерации - Хабаровского края по финансированию реализации Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" исполнены.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.04.1996 N 506 (с изменениями от 24.06.2002) "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной и фельдъегерской служб, а также пенсионерам из числа указанных лиц, подвергшимся радиационному воздействию, производится федеральными органами исполнительной власти, в системе которых законодательством предусматривается военная служба, Министерством внутренних дел РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Государственной фельдъегерской службой РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание.
В таком же порядке финансируются расходы, связанные с предоставлением льгот и выплатой компенсаций гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.
Различный порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением рассматриваемых льгот для неработающих граждан и неработающих пенсионеров, для служащих и пенсионеров отдельных ведомств и министерств, а также работающих граждан, установлен и в Постановлении Губернатора края N 150 от 03.05.2000, принятым в целях обеспечения системы мер по реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите различных категорий граждан, как и в Постановлении N 395 от 23.08.2002, с принятием которого выше указанное постановление утратило силу.
Арбитражный суд Хабаровского края удовлетворил исковые требования истца по возмещению льгот, установленных ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" без учета вышеназванных нормативно-правовых актов, принятых во исполнение указанного Закона и устанавливающих порядок его финансирования.
Кроме того, как усматривается из письма Министерства финансов Хабаровского края от 24.09.2002 N 0814/1364 комитетам и отделам социальной защиты населения рекомендовано при использовании средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ N 1244-1 руководствоваться Порядком финансирования расходов, утвержденным Постановлением Правительства N 506, и возмещать расходы организациям, предоставившим, в том числе жилищно-коммунальные услуги, за всех лиц, пострадавших от радиации (в том числе и за работающих граждан), кроме перечисленных в п. 4 указанного Порядка.
При рассмотрении дела ни судом первой, ни апелляционной инстанции не установлена причина отсутствия в реестрах граждан, подвергшихся воздействию радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц, всех граждан, состоящих в списке льготников ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" и которым предоставляется 50% скидка данной организацией в соответствии с рассматриваемым Законом.
Кроме того, судом не выяснено, выделялись ли из федерального бюджета Администрации г. Хабаровска денежные средства на всех льготников - граждан, подвергшихся радиационному воздействию, за январь-март 2002 года, в том числе, указанных в п. 4 Постановления Правительства N 506.
В деле отсутствуют документы, и судом, соответственно не исследовался вопрос о направлении Минфином РФ из федерального бюджета денежных средств министерствам и ведомствам для возмещения льгот по коммунальным платежам, предоставленных согласно рассматриваемому Закону гражданам, перечисленным в п. 4 Постановления N 506.
С учетом изложенного, кассационная жалоба Финансового департамента Администрации Хабаровского края подлежит удовлетворению, а решение и постановление суда в части взыскания расходов с указанного ответчика - отмене в соответствии с п. 1 ст. 288 АПК РФ с направлением дела в этой части на новое рассмотрение, при котором суду следует устранить отмеченные недостатки.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.09.2002, постановление от 04.01.2003 по делу N А73-5979/2002-13 (АИ-1/1034) Арбитражного суда Хабаровского края в части взыскания убытков с Финансового департамента Администрации г. Хабаровска отменить, материалы дела направить в суд первой инстанции для нового рассмотрения в указанной части.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дела ни судом первой, ни апелляционной инстанции не установлена причина отсутствия в реестрах граждан, подвергшихся воздействию радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц, всех граждан, состоящих в списке льготников ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" и которым предоставляется 50% скидка данной организацией в соответствии с рассматриваемым Законом.
Кроме того, судом не выяснено, выделялись ли из федерального бюджета Администрации г. Хабаровска денежные средства на всех льготников - граждан, подвергшихся радиационному воздействию, за январь-март 2002 года, в том числе, указанных в п. 4 Постановления Правительства N 506.
В деле отсутствуют документы, и судом, соответственно не исследовался вопрос о направлении Минфином РФ из федерального бюджета денежных средств министерствам и ведомствам для возмещения льгот по коммунальным платежам, предоставленных согласно рассматриваемому Закону гражданам, перечисленным в п. 4 Постановления N 506."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 апреля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/643
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании