Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 декабря 2002 г. N Ф03-А51/02-2/2599
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца - Отдела вневедомственной охраны при ОВД г. Спасска-Дальнего Паршина Р.Р., юрист по доверенности N 3 от 09.12.2002, Ефимова М.С., главный бухгалтер N 2 от 09.12.02, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 3 по Приморскому краю на решение от 28.08.2002 по делу N А51-3217/02 18-38 Арбитражного суда Приморского края, по иску Отдела вневедомственной охраны при ОВД г. Спасска-Дальнего к Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 3 по Приморскому краю о признании недействительным решения в части.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 18.12.2002.
Отдела вневедомственной охраны при ОВД г. Спасска-Дальнего обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам России N 3 по Приморскому краю в части привлечения его к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость.
До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования: просил признать недействительным доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 256453 руб.; штрафа - 51290,6 руб. и пени 38382 руб.
Решением от 28.08.2002 исковые требования удовлетворены.
Свое решение суд мотивировал тем, что подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел входят в состав милиции общественной безопасности, и, следовательно, являются государственными органами исполнительной власти. Охрана имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров является обязанностью вневедомственной охраны и денежные средства, полученные от этой деятельности, согласно подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут учитываться при исчислении налога на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, межрайонная инспекция Министерства по налогам и сборам России N 3 по Приморскому краю подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать.
Налоговый орган считает осуществляемую истцом деятельность по охране объектов предпринимательской, поэтому полученные за охрану денежные средства, подлежащими налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Межрайонная инспекция Министерства по налогам и сборам России N 3 по Приморскому краю извещена в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако ее представитель в судебное заседание не явился.
Отдела вневедомственной охраны при ОВД г. Спасска-Дальнего просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судебный акт принят в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей истца, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, межрайонной инспекцией Министерства по налогам и сборам России N 3 по Приморскому краю проведена выездная налоговая проверка "ОВОС" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.10.1999 по 30.09.2001. Проверкой в числе других нарушений, установлена неуплата в 2001 году налога на добавленную стоимость в связи с невключением в налогооблагаемую базу денежных средств, полученных от оказания услуг по охране объектов. Неуплата, за минусом суммы занижения вычетов по налогу на добавленную стоимость, составила 257694 руб. По результатам проверки принято решение о привлечении отдела вневедомственной охраны к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 51630 руб. и взыскании неуплаченного налога и пени, которое оспаривается в части доначисления налога в сумме 256453 руб., пени - 38382 руб. и штрафа - 51290,6 руб.
Рассматривая спор о правомерности привлечения к налоговой ответственности и доначисления налога, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отделы вневедомственной охраны при органах внутренних дел не являются плательщиками налога на добавленную стоимость при осуществлении деятельности по охране объектов.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Исключения из этого правила установлены пунктом 2 названной нормы. В частности, согласно подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ к операциям, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг), отнесены работы (услуги), выполненные органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
Статьей 1 Закона РФ "О милиции" установлено, что милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти. Статья 9 данного Закона относит подразделения вневедомственной охраны к милиции общественной безопасности, осуществляющей свою деятельность в пределах полномочий, установленных Положением о вневедомственной охране при ОВД РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589. Следовательно, отделы вневедомственной охраны являются структурными подразделениями государственных органов исполнительной власти, реализующими цели и задачи милиции, в том числе защиту государственных, муниципальных и иных форм собственности.
В силу статьи 35 Закона РФ "О милиции" финансирование таких подразделений осуществляется за счет средств, поступающих на основе договоров на охрану объектов. Эти средства являются целевыми и расходуются по смете в соответствии с нормами, установленными для органов внутренних дел.
Таким образом, денежные средства, получаемые отделами вневедомственной охраны за охрану имущества, представляют собой особый источник финансирования подразделений вневедомственной охраны и не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Довод налогового органа о том, что деятельность истца по охране объектов является предпринимательской, противоречит Закону РФ "О Милиции".
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что истец не является плательщиком налога на добавленную стоимость, правомерен.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.08.2002 по делу N А51-3217/02 18-38 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 1 Закона РФ "О милиции" установлено, что милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти. Статья 9 данного Закона относит подразделения вневедомственной охраны к милиции общественной безопасности, осуществляющей свою деятельность в пределах полномочий, установленных Положением о вневедомственной охране при ОВД РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589. Следовательно, отделы вневедомственной охраны являются структурными подразделениями государственных органов исполнительной власти, реализующими цели и задачи милиции, в том числе защиту государственных, муниципальных и иных форм собственности.
В силу статьи 35 Закона РФ "О милиции" финансирование таких подразделений осуществляется за счет средств, поступающих на основе договоров на охрану объектов. Эти средства являются целевыми и расходуются по смете в соответствии с нормами, установленными для органов внутренних дел.
Таким образом, денежные средства, получаемые отделами вневедомственной охраны за охрану имущества, представляют собой особый источник финансирования подразделений вневедомственной охраны и не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Довод налогового органа о том, что деятельность истца по охране объектов является предпринимательской, противоречит Закону РФ "О Милиции"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 декабря 2002 г. N Ф03-А51/02-2/2599
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании