Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1682
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от истца: Кузнецова А.В. - юрисконсульт по доверенности N 7/95 от 19.03.2003, от ответчика: Министерство финансов РФ: Леонтьева Н.Ю. - представитель по доверенности б/н от 10.01.2003; Министерство финансов Хабаровского края: Власенко Н.В. - представитель по доверенности N 19-12/1348 от 12.09.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 19.02.2003, постановление от 24.04.2003 по делу N А73-5407/2002-19 (АИ-1/290) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, администрации Хабаровского района, Комитету социальной защиты населения администрации Хабаровского района, 3 лицо - Финансовое управление администрации Хабаровского района, о взыскании 75182 рублей 07 копеек.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 25.07.2003.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Хабаровского района, Министерству финансов Хабаровского края, Комитету социальной защиты населения администрации Хабаровского района о взыскании, с учетом уменьшения размера требований до вынесения решения, 56486 рублей 61 копейки, составляющих выпадающие доходы от предоставления в апреле, мае 2002 года льгот по оплате потребленной электроэнергии гражданами-инвалидами и семьями, имеющими детей инвалидов, проживающими в Хабаровском районе по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Решением суда от 19.02.2003, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.04.2003, требования истца удовлетворены полностью за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
При этом суд руководствовался статьями 84, 85 БК РФ, предусматривающими обязательное финансирование государственных полномочий передаваемых на муниципальный уровень власти в соответствующий бюджет из бюджетов федерации и ее субъекта.
В связи с неисполнением этой обязанности субъектом федерации - Хабаровским краем, получившим целевым назначением из федерального бюджета финансовые средства на оплату указанных льгот в 2002 году в размере 159905000 рублей, а использовавшим по назначению в бюджеты муниципальных образований только 149855000 рублей, и как следствие, недофинансировавшего потребности последних, убытки истца в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ возложены на казну Хабаровского края.
Законность и обоснованность принятых по данному делу судебных актов проверяется в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе Министерства финансов Хабаровского края, полагающего их отменить, как противоречащие материалам дела и нормам материального права, истцу в иске к нему отказать.
При этом, заявитель ссылается на то, что реализация возложенных на него федеральным законом полномочий по предоставлению указанных льгот осуществляется им в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, в том числе статей 84, 130 БК РФ, в пределах выделенных из федерального бюджета целевых средств 159905 тысяч рублей (при потребности края 286926624 рубля) через бюджеты муниципальных образований, в том числе, Хабаровского района, бюджету которого распределено 1358900 рублей, против запланированных 1229000 рублей.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, поддержанные представителем заявителя в судебном заседании, а также возражения на нее истца и ответчика (Министерство финансов РФ), проверив материалы дела, находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а судебные акты - изменению, требования истца - подлежащими удовлетворению за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Как установлено из материалов дела, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в апреле, мае 2002 года предоставило льготу по оплате потребленной электроэнергии гражданам-инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, проживающим в Хабаровском районе в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" на сумму 56486 рублей 61 копейка, что подтверждено Комитетом социальной защиты населения Администрации Хабаровского района.
Невозмещение истцу этих расходов из соответствующих бюджетов послужило основанием для обращения с иском в суд о взыскании причиненных убытков от неисполнения органами власти федерального законодательства, предусматривающего возмещение организациям, предоставившим такие льготы, соответствующих компенсаций.
Источник финансирования данных льгот ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.96, (п. 16) изданным во исполнение указанного закона, на который ссылается суд, установлено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Однако указанное Постановление также не устанавливает источник финансирования этих льгот.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.99, обязательства по социальной защите населения, установленные Федеральными Законами - есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" следует читать как "24.06.99"
В соответствии с п. 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
В бюджет Хабаровского края в 2002 году, как правильно установлено судом, поступило целевым назначением субсидий из федерального фонда компенсаций на сумму 159905000 рублей, против запланированных в бюджете 149855000 рублей.
Однако, вывод суда о том, что полученные средства не полностью распределены в бюджеты муниципальных образований на реализацию льгот на инвалидов, не соответствует материалам дела.
Так в соответствии с Законом Хабаровского края N 9 от 31.01.2002 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" сумма компенсаций 149855000 рублей утверждена как в доходной, так и в расходной части бюджета по ведомственной классификации расходов Министерства социальной защиты Хабаровского края. Кроме того, в соответствии с Приложением N 14 к вышеуказанному Закону края предусмотрено предоставление из краевого бюджета денежных средств муниципальным образованиям на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в общей сумме 40298 тысяч рублей.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерством финансов РФ не представлено.
Согласно акта сверки исходных данных для расчета финансовой помощи из федерального бюджета Хабаровскому краю в 2002 году Министерством финансов РФ согласована сумма расходов на реализацию льгот инвалидам по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из расчета численности 73788 человек при федеральных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг 36 рублей кв.м; социальной норме площади жилья 18 кв.м - 149855 рублей, против расчетной 286727 тысяч рублей.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили финансовыми средствами в полном объеме исполнение федерального закона, представившего указанную льготу инвалидам на территории Хабаровского края, невозмещенные истцу расходы подлежат отнесению на казну РФ, а судебные акты в этой части - изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.02.2003, постановление от 24.04.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5407/2002-19 (АИ-1/290) изменить.
Взыскать с казны РФ в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" 56486 рублей 61 копейку.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист и произвести поворот исполнения измененного судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В бюджет Хабаровского края в 2002 году, как правильно установлено судом, поступило целевым назначением субсидий из федерального фонда компенсаций на сумму 159905000 рублей, против запланированных в бюджете 149855000 рублей.
Однако, вывод суда о том, что полученные средства не полностью распределены в бюджеты муниципальных образований на реализацию льгот на инвалидов, не соответствует материалам дела.
Так в соответствии с Законом Хабаровского края N 9 от 31.01.2002 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" сумма компенсаций 149855000 рублей утверждена как в доходной, так и в расходной части бюджета по ведомственной классификации расходов Министерства социальной защиты Хабаровского края. Кроме того, в соответствии с Приложением N 14 к вышеуказанному Закону края предусмотрено предоставление из краевого бюджета денежных средств муниципальным образованиям на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в общей сумме 40298 тысяч рублей.
...
Согласно акта сверки исходных данных для расчета финансовой помощи из федерального бюджета Хабаровскому краю в 2002 году Министерством финансов РФ согласована сумма расходов на реализацию льгот инвалидам по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из расчета численности 73788 человек при федеральных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг 36 рублей кв.м; социальной норме площади жилья 18 кв.м - 149855 рублей, против расчетной 286727 тысяч рублей."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1682
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании