Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 августа 2003 г. N Ф03-А59/03-1/1900
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от ответчика: администрация МО "Курильский район": Русаков А.Н. - представитель по доверенности N 864 от 06.08.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации МО "Курильский район" на постановление от 04.06.2003 по делу N А59-3869/02-С6 Арбитражного суда Сахалинской области по иску Крестьянского хозяйства "Животновод" к Администрации МО "Курильский район", Управлению муниципальной собственностью администрации МО "Курильский район" о взыскании долга 308714 рублей.
Крестьянское хозяйство "Животновод" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к администрации муниципального образования "Курильский район", как субсидиарному должнику, о взыскании 308714 рублей задолженности, взысканной по решению суда с Управления муниципальной собственности МО "Курильский район".
Решением от 06.02.2003 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что согласно п. 8 ст. 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2003 решение суда от 06.02.2003 отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд указал, что УМС Курильского района является учреждением, по долгам которого, в случае недостаточности денежных средств, в субсидиарном порядке отвечает собственник имущества - администрация МО "Курильский район".
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе администрации МО "Курильский район", где ставится вопрос об отмене постановления от 04.06.2003 и оставлении в силе решения от 06.02.2003.
По мнению заявителя кассационной жалобы, УМС Курильского района является не учреждением, как ошибочно установила апелляционная инстанция, а унитарным муниципальным предприятием, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Также ссылается на то, что УМС Курильского района не является органом местного самоуправления, поскольку функции управления муниципальной собственностью находятся в исключительном ведении Курильского районного Совета депутатов.
В заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв до 18.08.2003 до 14 часов в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает кассационную жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.08.2001 по делу N А59-2340/2001-С6 с УМС Курильского района в пользу истца взыскано 308714 рублей долга по договорам между ними от 01.01.1998 и от 03.01.1997 на оказание услуг по благоустройству с. Рейдово, от 16.01.1998 на перевозку угля для котельных в г. Курильске, от 28.01.1998 о ликвидации пожарной ситуации на угольном складе в г. Курильске.
11.02.2002 судебным приставом-исполнителем Службы судебных приставов N 6 Портянкиным Ю.В. вынесено постановление о возвращении исполнительных документов на основании актов о невозможности взыскания в связи с тем, что у УМС Курильского района отсутствуют денежные средства и невозможно установить местонахождение его имущества.
Невозможность исполнения решения суда послужило основанием для обращения истца с иском в суд в порядке, предусмотренном статьями 120, 399 ГК РФ.
Положением об управлении муниципальной собственности администрации Курильского района, утвержденным постановлением мэра Курильского района N 679 от 29.12.1995, определено, что последний является органом местного самоуправления, которому делегированы полномочия по распоряжению и управлению объектами муниципальной собственности и входит в структуру администрации МО "Курильский район".
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с муниципальной собственностью иные сделки (п. 3 ст. 29 Закона о принципах организации местного самоуправления, п. 2.2 Положения УМС).
В соответствии с указанным Положением УМС заключает договоры с юридическими и физическими лицами на выполнение работ, оказание услуг, производство либо поставку продукции, а также договоры о сотрудничестве и совместной деятельности, поручения, залога, аренды, бартера, перевозки, купли-продажи, и приватизации жилья с оформлением соответствующих документов. Кроме этого, УМС производит необходимые расчеты с муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями и другими партнерами при условии своевременного перечисления средств на его расчетный счет финансовым отделом администрации района (п. 2.6, 2.7 Положения УМС).
Пунктом 1.4 Положения УМС Курильского района предусмотрено, что деятельность УМС финансируется за счет средств местного бюджета, отчислений предприятий в ремонтный фонд и на амортизацию муниципального имущества, арендной платы и других источников.
Собственник также наделил УМС правом заниматься деятельностью, приносящей доходы. Такие доходы учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.
Спорная задолженность образовалась у УМС перед истцом по договорам, в которых УМС выступало заказчиком оказанных истцом услуг для муниципальных нужд, подлежащих оплате за счет средств казны района.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что УМС Курильского района, осуществляя функции по управлению объектами муниципальной собственности, по существу подпадает под признаки понятия "учреждение".
Согласно статье 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Собственником муниципального имущества является муниципальное образование "Курильский район".
Судом установлено, что УМС Курильского района ликвидировано по решению Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2529/02-С23 от 28.10.2002.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о правомерном привлечении к субсидиарной ответственности администрацию МО "Курильский район" и взыскании с нее 308714 рублей.
Доводы ответчика о статусе УМС Курильского района, как унитарного муниципального предприятия, противоречат представленным доказательствам, поскольку единственным учредительным документом такого юридического лица является устав, который помимо сведений о размере и источниках формирования уставного капитала должен содержать сведения о предмете и целях его деятельности.
В данном случае учредительным документом Управления муниципальной собственности является положение, которое не содержит вышеперечисленных сведений.
При таких обстоятельствах, настоящий спор разрешен с учетом конкретных обстоятельств и в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем оснований для отмены постановления от 04.06.2003 не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Сахалинской области от 04.06.2003 по делу N А59-3869/02-С6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 августа 2003 г. N Ф03-А59/03-1/1900
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании