Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 августа 2003 г. N Ф03-А51/03-2/1775
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю на решение от 07.04.2003 по делу N А51-12587/2002 8-279 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю к Учреждению УЦ Главного управления исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю о взыскании штрафов в сумме 82824,6 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 06.08.2003.
В Арбитражный суд Приморского края обратилась Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Приморскому краю с заявлением о взыскании с Учреждения УЦ Главного управления исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю 82824,6 руб. - штрафных санкций.
Решением от 07.04.2003 заявление удовлетворено в части взыскания 29184 руб. - штрафа за неперечисление в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц. Дело в части взыскания 161 руб. - штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость производством прекращено. В удовлетворении заявления о взыскании 53,6 руб. - штрафа за неуплату единого социального налога и 53426 руб. - штрафа за неуплату налога на прибыль отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю просит отменить решение в части отказа в иске о взыскании штрафа в сумме 53426 руб. за неуплату налога на прибыль.
При этом заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил подпункт "е" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предоставляющий налогоплательщику право уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму затрат по обеспечению гарантий и компенсаций персоналу уголовно-исполнительной системы, если гарантийно-компенсационные выплаты предусмотрены действующим законодательством.
По мнению налогового органа, суд ошибочно отнес Отраслевое тарифное соглашение, которым руководствовалось исправительное учреждение при формировании налогооблагаемой базы, к актам законодательства о труде.
Проверив законность состоявшегося по делу судебного акта, суд кассационной инстанции не нашел оснований к его отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки за период 2000-2001 годы, на основании акта проверки N 12-р от 06.05.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Приморскому краю принято решение N 12-р от 27.05.2002, в соответствии с которым с Учреждения УЦ Главного управления исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю подлежат взысканию доначисленные налоги, пени, а также штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального налога и штраф по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неперечисление в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц.
Удовлетворяя заявленные требования налогового органа о взыскании 29078 руб. - штрафа за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, суд, правильно применив законодательство, пришел к обоснованному выводу о том, что учреждением, в результате невключения в облагаемый доход премиальных выплат за счет небюджетных средств и документально неподтвержденных расходов по оплате проезда железнодорожным транспортом, не был исчислен и уплачен в бюджет налог на доходы физических лиц. Кроме того, установлено несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога на доходы с физических лиц.
Иск о взыскании штрафа в сумме 106 руб. за неперечисление в бюджет подоходного налога судом удовлетворен в связи с признанием заявленных требований.
Производство по делу правомерно прекращено в части требований о взыскании 161 руб. - штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом от иска.
Отказывая в иске о взыскании 53,6 руб. - штрафа за неуплату единого социального налога, суд обоснованно исходил из того, что штраф уплачен в добровольном порядке.
Следует признать законным и обоснованным решение суда и в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафа в сумме 53426 руб. за неуплату налога на прибыль.
Основанием для доначисления налога на прибыль и, соответственно, для предъявления ко взысканию штрафа за неуплату суммы доначисленного налога, как следует из акта налоговой проверки, послужило то обстоятельство, что учреждением облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении, необоснованно была уменьшена на затраты по выплате пайковых (доплат за питание) вольнонаемным работникам. Налоговая инспекция считает, что указанные гарантийно-компенсационные выплаты не предусмотрены законодательством и, следовательно, не должны уменьшать базу для исчисления налога на прибыль.
Оценивая доводы налогового органа, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности применения учреждением льготы при налогообложении прибыли.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат на обеспечение предусмотренных действующим законодательством гарантий и компенсаций персоналу уголовно-исполнительной системы.
Выплачивая пайковые вольнонаемным служащим и, соответственно, уменьшая налогооблагаемую базу на сумму этих выплат, учреждение руководствовалось пунктом 6.3 Отраслевого тарифного соглашения по организациям Министерства юстиции Российской Федерации на 1999-2001 годы, подписанного председателем профсоюза работников учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и министром юстиции Российской Федерации 02.04.1999, зарегистрированного в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации 26.05.1999.
Указанное соглашение заключено и введено в действие в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и в порядке, определенном Положением о порядке подготовки и заключения генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений, утвержденным постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 12.07.1993 N 647.
В соответствии со статьями 3, 18 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" Отраслевое тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Условия соглашения, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которые они распространяются.
Таким образом, положения Отраслевого (тарифного) соглашения являются нормами прямого действия, регулирующими социально-трудовые отношения, в частности устанавливают трудовые гарантии и льготы работникам уголовно-исполнительной системы и, следовательно, входят в систему отраслевого законодательства.
Таким образом, поскольку произведенные учреждением выплаты были предусмотрены действующим отраслевым законодательством, то при исчислении налога на прибыль, учреждение вправе было уменьшить налогооблагаемую базу на сумму этих выплат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.04.2003 по делу N А51-12587/2002 8-279 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 августа 2003 г. N Ф03-А51/03-2/1775
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании