Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 сентября 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1970
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Полевое учреждение Банка России "С": П.А. Малеин, главный бухгалтер по доверенности N 42/12/1 от 16.07.2003 от налогового органа: ИМНС РФ по городу Бикину и Бикинскому району: С.Б. Цацорина, налоговый инспектор по доверенности N 05-/3832 от 01.10.2002; Т.А. Трофимова, специалист 1 категории по доверенности N 01-10/478 от 24.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Бикину и Бикинскому району на решение от 15.05.2003 по делу N А73-1929/2003-11 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Центрального банка России в лице полевого учреждения "С" о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Бикину и Бикинскому району.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 03.09.2003.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.05.2003 удовлетворено заявление Банка России в лице полевого учреждения "С" о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Бикину и Бикинскому району N 03-14/3110 от 09.08.2002. Вывод о незаконности привлечения к ответственности за неуплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суд мотивировал тем, что, воинское учреждение, входящее в единую центральную систему Банка России, относящегося к федеральным органам исполнительной власти, освобождено от уплаты единого социального налога. Кроме того, суд, ссылаясь на то, что военнослужащие не отнесены к числу застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию посчитал, что воинское учреждение не является и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Бикину и Бикинскому району просит отменить состоявшееся по делу решение, ссылаясь на то, что суд не применил Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", в соответствии, с которым Банк России не отнесен к числу федеральных органов исполнительной власти и поэтому полевое учреждение Банка обязано уплатить единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Проверив законность решения, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2001 по 31.03.2002, на основании акта проверки N 03-176/703 от 17.07.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Бикину и Бикинскому району принято решение N 03-14/3110 от 09.08.2002, в соответствии с которым с полевого учреждения "С" Банка России подлежат взысканию доначисленные:
- единый социальный налог в сумме 408892 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 8317руб.;
- штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 81778 руб.;
- пени 73987 руб.
Проверяя на соответствие действующему законодательству указанное решение, суд, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что полевое учреждение не является плательщиком единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку входит в единую центральную систему Банка России, относящегося к федеральным органам исполнительной власти, и не являются страхователем по обязательному пенсионному страхованию в отношении военнослужащих.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и статьей 32 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, освобождены от уплаты единого социального налога.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и осуществления денежно-кредитной политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Банк России, согласно статье 83 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Таким образом, являясь структурным подразделением, действующим в составе территориальных учреждений Банка России, полевое учреждение "С", в составе которого проходят службу военнослужащие, в проверяемый период было освобождено от уплаты единого социального налога.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" военнослужащие не относятся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Следовательно, полевое учреждение, в составе которого проходят службу военнослужащие, в части выплат, получаемых военнослужащими, освобождено от уплаты страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует читать как "N 167-ФЗ"
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку определяя статус Центрального Банка Российской Федерации, суд руководствовался Конституцией Российской Федерации и положениями Федерального закона прямого действия.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.05.2003 по делу N А73-1929/2003-11 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Банк России, согласно статье 83 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
...
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" военнослужащие не относятся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Следовательно, полевое учреждение, в составе которого проходят службу военнослужащие, в части выплат, получаемых военнослужащими, освобождено от уплаты страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку определяя статус Центрального Банка Российской Федерации, суд руководствовался Конституцией Российской Федерации и положениями Федерального закона прямого действия."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 сентября 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1970
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании