Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 августа 2003 г. N Ф03-А59/03-2/1766
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при участии от УМНС РФ по Сахалинской области - Калнацкий А.А., госналогинспектор по доверенности от 28.07.2003 N 05-12, Руднев С.Н. госналогинспектор по доверенности от 28.07.2003 N 05-12, Помогаев В.П. заместитель руководителя по доверенности 28.07.2003 N 05-12, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Сахалинской области на решение от 14.03.2003, постановление от 24.04.2003 по делу N А59-645/03-С9 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Товарищества по совместной эксплуатации жилого дома кондоминиума "С" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области о признании недействительным постановления от 07.02.2003 N 104.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 06.08.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 13.08.2003.
Товарищество по совместной эксплуатации жилого дома кондоминиум "С" (далее - кондоминиум) обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным постановления от 07.02.2003 N 104 Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Сахалинской области (далее - управление по налогам и сборам), в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 300000 рублей.
Решением суда от 14.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.04.2003, требования заявителя удовлетворены на том основании, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения кондоминиума к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
При этом судебные инстанции исходили из того, что аккумулирование кондоминиумом денежных средств, вносимых его членами, с целью последующих расчетов с организациями, непосредственно оказывающими услуги, не относится к торговым операциям или оказанию услуг, регулируемым Законом Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ).
Правильность состоявшихся по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе управления по налогам и сборам, которое просит решение суда и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить и вынести новое решение.
В жалобе управление по налогам и сборам приводит доводы, по которым считает, что кондоминиум, заключая договоры с организациями, оказывающими услуги, по отношению к членам товарищества является лицом, оказывающим услуги и производящим денежные расчеты, поэтому согласно статье 1 Закона о ККМ он обязан производить денежные расчеты с применением контрольно-кассовой машины или бланков строгой отчетности.
В судебном заседании представители управления по налогам и сборам доводы кассационной жалобы поддержали полностью.
Кондоминиум "С" извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако, его представитель в судебное заседание не явился.
Проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, управлением по налогам и сборам на основании заявления гражданки Бурых Н.И. вынесено определение N 104 от 31.12.2002 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Товарищества по совместной эксплуатации жилого дома кондоминиума "С", расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Горького, 50-а по признакам в его действиях состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В ходе административного расследования установлено, что заявитель реализует членам кондоминиума услуги по содержанию и ремонту общего имущества, водо-, тепло-, электроснабжение и иные коммунальные услуги без применения контрольно-кассовой машины или выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к чекам. Эти обстоятельства отражены в протоколе от 15.01.2003 N 104 об административном правонарушении, на основании которого принято Постановление от 07.02.2003 N 104 о наложении на кондоминиум административного штрафа, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ в 300-кратном размере минимальной месячной оплаты труда, что составляет 30000 рублей.
При разрешении спора суды обеих инстанций, установив фактические обстоятельства дела и правильно применив законодательство, регулирующее спорные правоотношения, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.
В соответствии со статьей 1 Закона о ККМ при осуществлении торговых операций или оказании услуг денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе индивидуальными предпринимателями) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.1999 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" разъяснено, что сферой регулирования этого Закона являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, в том числе с участием индивидуальных предпринимателей, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги).
Материалами дела установлено, что постановлением мэра города Южно-Сахалинска N 680 от 29.05.1995 зарегистрировано товарищество по совместной эксплуатации жилого дома кондоминиум "С".
В соответствии со статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
Из пункта 1.1 Устава кондоминиума следует, что он создан в целях организации надлежащего содержания занимаемой дольщиками жилой площади, всего дома и придомовой территории, приватизации жилых помещений жильцами дома.
Взаимоотношения между товариществом и его участниками - собственниками жилых помещений, складываются на основании договоров о долевом участии в техническом обслуживании, эксплуатации и ремонте, включая капитальный, согласно которым собственник помещения производит оплату долевого взноса, взимаемого на техническое обслуживание, содержание и ремонт дома, а также производит оплату общедомовых расходов и коммунальных услуг.
Анализ материалов дела показывает, что собственники жилья -физические лица, вносили денежные средства в виде долевого взноса и оплаты общедомовых расходов и коммунальных услуг в кассу кондоминиума по приходным кассовым ордерам, а собственники помещений - юридические лица (члены товарищества) путем внесения средств на расчетный счет кондоминиума.
Аккумулирование заявителем денежных средств производится с целью последующих расчетов с предприятиями, непосредственно оказывающими услуги, на основании заключенных между кондоминиумом и этими предприятиями договоров.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что отношения между кондоминиумом "С" и его членами не подпадают под действие статьи 14.5 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за продажу либо оказание услуг без применения контрольно-кассовой машины, правомерен. Решение суда и постановление апелляционной инстанции соответствуют закону, материалам дела и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.03.2003, постановление апелляционной инстанции от 24.04.2003 по делу N А59-645/03-С9 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
...
Аккумулирование заявителем денежных средств производится с целью последующих расчетов с предприятиями, непосредственно оказывающими услуги, на основании заключенных между кондоминиумом и этими предприятиями договоров.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что отношения между кондоминиумом "С" и его членами не подпадают под действие статьи 14.5 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за продажу либо оказание услуг без применения контрольно-кассовой машины, правомерен. Решение суда и постановление апелляционной инстанции соответствуют закону, материалам дела и отмене не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2003 г. N Ф03-А59/03-2/1766
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании