Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 августа 2003 г. N Ф03-А16/03-2/1847
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Крестьянского хозяйства Г.И. - Г.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Еврейской автономной области на решение от 07.05.2003 по делу N А16-268/03-6 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Еврейской автономной области к Крестьянскому хозяйству Г.И. о взыскании штрафа в сумме 10000 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Еврейской автономной области обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о взыскании с крестьянско-фермерского хозяйства Г.И. штрафа в размере 10000 руб., предусмотренного пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
До принятия решения арбитражный суд по ходатайству налогового органа произвел замену крестьянско-фермерского хозяйства Г.И. на крестьянское хозяйство Г.И.
Решением суда от 07.05.2003 в удовлетворении заявления отказано. Суд установил, что крестьянское хозяйство поставлено на налоговый учет 08.07.1993, поэтому к нему не могут быть применены меры ответственности, предусмотренные статьей 116 Налогового кодекса РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом. Межрайонная ИМНС РФ N 1 по ЕАО обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что ответственность применена за неисполнение налогоплательщиком обязанности установленной статьей 83 НК РФ, введенного в действие с 01.01.1999.
Инспекция по налогам и сборам в судебное заседание не явилась, извещена в надлежащем порядке о времени и месте проведения судебного заседания.
Отзыв на жалобу крестьянским хозяйством не представлены, но в судебном заседании Г.И. возражал против отмены решения суда и просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, так как считает, что суд правильно применил нормы материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Г.И., проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, крестьянское хозяйство Г.И. зарегистрировано администрацией Смидовичского района 08.07.1993 постановлением N 244 и в этот же день поставлено на налоговый учет в Государственной налоговой инспекции по Смидовичскому району.
01.01.1999 введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 83 которого установлена обязанность налогоплательщиков встать на налоговый учет по месту нахождения организации, в связи с чем, по мнению налогового органа, крестьянское хозяйство Г.И. обязано было вновь подать заявление о постановке на налоговый учет и получить соответствующее свидетельство. Однако такое заявление подано крестьянским хозяйством только 28.11.2002. Данные обстоятельства послужили основанием для принятия решения N 0318/181 ДСП от 14.01.2003 о привлечении КХ Г.И. к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. Требование об уплате налоговой санкции налогоплательщику направлено 21.01.2003. В связи с неисполнением требования налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации. Заявление о постановке на учет организацией подается в течение 10 дней после ее государственной регистрации.
При нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более чем 90 дней пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Крестьянское хозяйство Г.И. прошло государственную регистрацию 08.07.1993 и в этот же день встало на налоговый учет в Государственной налоговой инспекции Смидовичского района в соответствии со статьей 4 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", следовательно, его регистрация в налоговом органе состоялась, что не оспаривается заявителем.
В 2001 году государственная налоговая инспекция Смидовичского района вошла в состав Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Еврейской автономной области, к которой перешли все функции и полномочия ГНИ Смидовичского района, в том числе осуществление налогового контроля и учета.
Поскольку статья 83 Налогового кодекса РФ предусматривает обязательный учет налогоплательщиков, необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 116 Налогового кодекса Российской Федерации является нарушение налогоплательщиком обязанности встать на налоговый учет в установленный срок.
Учитывая, что регистрация налогоплательщика в налоговом органе имела место в 1993 году, у налогового органа не имелось оснований для привлечения крестьянского хозяйства Г.И. к налоговой ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет.
Введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, изменение форм учета налогоплательщиков и переоформление в связи с этим свидетельств о постановке на налоговый учет не лишает юридической силы регистрацию налогоплательщика, произведенную до вступления в действие части первой Налогового кодекса РФ.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязанность вести учет налогоплательщиков возложена на налоговые органы. Налоговые органы обязаны принимать меры к постановке налогоплательщиков на учет. Так, в случае отсутствия заявления о постановке на налоговый учет, налоговый орган обязан поставить налогоплательщика на учет на основании имеющихся в налоговом органе данных и информации. При этом налоговые органы присваивают налогоплательщику-организации соответствующий код причины постановки на учет (КПП) и направляют ей уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, утвержденным приказом МНС РФ от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309.
Таким образом, заявитель необоснованно исчисляет срок подачи заявления о постановке на налоговый учет с 28.11.2002. Крестьянское хозяйство Г.И. поставлено на налоговый учет в 1993 году в Государственной налоговой инспекции Смидовичского района, а затем в Межрайонной ИМНС РФ N 1 по ЕАО.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, суд кассационной инстанции не находит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.05.2003 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-268/03-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 августа 2003 г. N Ф03-А16/03-2/1847
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании