Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июня 2003 г. N Ф03-А04/03-1/1415
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Демченко В.С. - юрисконсульт по доверенности N 7154 от 06.02.2003, от ответчика: Правительство Хаб. края: Колотыгина З.А. - главный специалист по доверенности N 8-28-4093 от 24.05.2002; Минфин Хаб. края: Колотыгина З.А. - главный специалист по доверенности N 19-12 11314 от 05.09.2002; Минфин РФ: Леонтьева Н.Ю. - главный специалист по доверенности от 10.01.2003; Администрация г. Хабаровска: Трунова Е.А. - главный специалист по доверенности N 133-23 от 04.02.2003; Финдепартамент г. Хабаровска: Трунова Е.А. по доверенности N 04-02112988 от 23.12.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 04.11.2002, 27.01.2003 по делу N А73-2157/2001-19 (АИ-1/1239) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Российской Федерации, Администрации Хабаровского края, Финансовому департаменту Хабаровского края, Администрации г. Хабаровска, Финдепартаменту г. Хабаровска о взыскании 17394134 рублей.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления отложено до 18.07.2003.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 17394134 рублей неполученных доходов в связи с предоставлением гражданам-инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в муниципальном жилом фонде г. Хабаровска, льгот по оплате тепловой энергии в период с 01.10.1998 по 01.01.2001.
Определениями суда от 24.02.2001, 23.05.2001 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Правительство Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Администрация Хабаровского края (в дальнейшем Правительство Хабаровского края), финансовый департамент Администрации Хабаровского края (Минфин Хабаровского края).
Решением суда от 19.06.2001, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2001, требования истца удовлетворены за счет Финансового департамента Администрации Хабаровского края.
Постановлением суда кассационной инстанции от 12.02.2002 названные судебные акты отменены с передачей материалов дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора, до принятия решения по делу, судом в порядке статьи 49 АПК РФ, удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований до 14946375, 24 руб.
Решением суда от 04.11.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2003, истребуемая сумма взыскана с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Удовлетворяя иск за счет казны Российской Федерации, судебные инстанции установили, что при наличии обязанности у Российской Федерации финансировать переданные субъекту РФ госполномочия по реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", денежные средства на указанные цели в Федеральных законах о федеральных бюджетах на 1998, 1999, 2000 годы не были предусмотрены и не передавались субъекту из федерального бюджета целевым назначением.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 286-289 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права.
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что согласно Постановлению Правительства РФ, принятому на основании и во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязанность по возмещению затрат по обеспечению коммунальными услугами государственного жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов РФ, по муниципальному, а также общественному жилищному фонду, возлагается на субъекты РФ и органы местного самоуправления. Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что финансовые средства на реализацию названного закона в спорный период доведены, в том числе Хабаровскому краю, через трансферты из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов.
Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска в отзыве на кассационную жалобу выразил согласие с принятыми судебными актами в части освобождения его от ответственности.
Как усматривается из материалов дела, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго", в период с 01.10.1998 по 01.01.2001, за счет собственных средств, предоставлялись льготы по оплате потребленной тепловой энергии инвалидам всех групп и категорий, семьям, имеющим детей-инвалидов (или инвалидов с детства), проживающим в муниципальном жилом фонде г. Хабаровска, в соответствии со статьей 17 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.1995.
В связи с невозмещением ответчиками указанной суммы неполученных Доходов, ОАО "Хабаровскэнерго" обратилось за их взысканием в судебном порядке.
В соответствии со ст. 17 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалиды всех категорий имеют право на получение скидок при оплате коммунальных услуг. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством РФ.
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств Федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Возлагая на субъект обязанности по установлению порядка предоставления льгот, указанное Федеральное законодательство не определило источник их финансирования.
Суд первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правомерно исходил из норм Закона РФ от 15.04.1993 N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга", действовавшего в период 1998, 1999 годов, статей 84, 130 Бюджетного кодекса РФ, введенного в действие с 01.01.2000, согласно которым обеспечение государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета; при этом финансовые средства, необходимые для реализации указанных государственных полномочий, передаваемые из федерального бюджета, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов по каждому из видов.
Как установлено судом, в Законах Российской Федерации о Федеральных бюджетах на 1998, 1999, 2000 годы финансовые средства на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривались и Хабаровскому краю в указанный период не выделялись, в связи с чем в расходной части бюджета Хабаровского края и города эти средства также не учтены.
Поскольку уполномоченные государственные органы не исполнили обязательства по финансированию льгот, взыскание истребуемых средств на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ с Российской Федерации за счет средств Федерального бюджета правомерно.
Доводы Минфина РФ о том, что средства на реализацию данного закона учтены при определении размера трансферта из Федерального бюджета на 1998, 1999, 2000 годы, несостоятельны. Согласно Приложениям NN 12, 22, 23 к Законам о Федеральном бюджете, соответственно на 1998, 1999, 2000 годы, при расчете сумм финансовой помощи субъектам из федерального фонда финансовой поддержки, учитывались расходы на реализацию Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
При таких обстоятельствах оснований для отмены, либо изменения решения и постановления арбитражного суда, не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.11.2002, постановление от 27.01.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2157/2001-19 (АИ-1/1239) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом, в Законах Российской Федерации о Федеральных бюджетах на 1998, 1999, 2000 годы финансовые средства на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не предусматривались и Хабаровскому краю в указанный период не выделялись, в связи с чем в расходной части бюджета Хабаровского края и города эти средства также не учтены.
Поскольку уполномоченные государственные органы не исполнили обязательства по финансированию льгот, взыскание истребуемых средств на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ с Российской Федерации за счет средств Федерального бюджета правомерно.
Доводы Минфина РФ о том, что средства на реализацию данного закона учтены при определении размера трансферта из Федерального бюджета на 1998, 1999, 2000 годы, несостоятельны. Согласно Приложениям NN 12, 22, 23 к Законам о Федеральном бюджете, соответственно на 1998, 1999, 2000 годы, при расчете сумм финансовой помощи субъектам из федерального фонда финансовой поддержки, учитывались расходы на реализацию Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июня 2003 г. N Ф03-А04/03-1/1415
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании